БАЙКАЛЬСКИЙ ЦБК: дорога в никуда


Очередной виток «околобайкальской интриги» вновь раскручивается вокруг Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Общественное внимание вновь вернулось к проблеме 40-летней давности – к последствиям «волюнтаризма» 60-х, когда во имя ложно понятых задач и потребностей принимались и реализовывались проекты с трудно исчислимыми негативными последствиями.


Очередной виток «околобайкальской интриги» вновь раскручивается вокруг Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). После масштабного и относительно успешного противостояния с трубопроводом ВСТО, который «Транснефть» намеревалась провести по самому берегу Байкала, общественное внимание вновь вернулось к проблеме 40-летней давности – к последствиям «волюнтаризма» 60-х, когда во имя ложно понятых задач и потребностей принимались и реализовывались проекты с трудно исчислимыми негативными последствиями.

Немного истории рассказал политолог, координатор Областнической Альтернативы Сибири и председатель Байкальского Народного Фронта Михаил Кулехов

Михаил Кулехов

– Идея строительства БЦБК возникла в середине 50-х годов в связи с бурным развитием сверхзвуковой авиации. Оказалось, что для сверхзвуковых самолетов, особенно тяжелых, необходимо в изготовлении посадочных шасси использовать материалы с особыми механическими свойствами. Речь шла о суперпрочном корде, идущем для армирования резины колес. Тогда, в 1954-м, такой «суперкорд» делали только в США, а у СССР не было возможности получать его в необходимых количествах. Свою роль сыграла еще и установка на «догнать и перегнать Америку» – то есть примитивный, «симметричный» подход к проблеме военного и экономического «противостояния с США»: раз что-то делают американцы – мы должны делать в точности то же самое, но только больше. Тогдашний премьер Никита Хрущев, узнав, что для производства «суперкорда» необходима как можно более чистая вода, распорядился использовать для этой цели Байкал.

Байкальский ЦБК был введен в эксплуатацию только в 1966 году с расчетной мощностью в 200 тыс. тонн кордной целлюлозы. К тому времени советские химики «напряглись», создав синтетические волокнистые материалы, полностью заменявшие ее в производстве сверхзвуковых самолетов. Так что для своей изначальной задачи – обеспечивать «воздушный щит Родины» – БЦБК не использовался ни единого дня. Но он был построен, перейдя из разряда «стратегически важных» в разряд обычных предприятий лесохимической отрасли.

Впрочем, «обычность» эта весьма относительна. Все «нормальные» целлюлозные предприятия строились с учетом вполне банальных и естественных факторов – близости лесосырьевой базы. С этим у БЦБК была сложность. Хотя, казалось бы, на берегах Байкала леса растет много, но это высокие горы – Восточный Саян, Байкальский хребет, Хамар-Дабан, с высотами до двух и более тысяч метров. Лесозаготовки в таких районах слишком затруднительны и затратны, и до сей поры БЦБК получает лесосырье из Нижнеилимского, Усть-Кутского и Казачинско-Ленского районов Иркутской области, то есть с плечом транспортировки по железной дороге порядка 1 500 километров. По этому показателю БЦБК безнадежно проигрывает находящимся тут же, в Иркутской области, Братскому и Усть-Илимскому ЛПК, у которых в силу географического их положения плечо транспортировки составляет от 50–80 до 500 километров.

С самого начала против БЦБК стал работать экологический фактор. При установленной мощности в 200 тыс. тонн из-за слишком высокой нагрузки на Байкал его объем производства целлюлозы не мог превышать 160 тыс. тонн. Хотя и при этих объемах в Байкал сливается в сутки не менее 48 тыс. кубометров сточных вод и более 10 тыс. тонн загрязняющих веществ (по данным Гринписа – 30 тыс. тонн). А еще 8 тыс. тонн вредных веществ улетает в атмосферу, и 57 тыс. тонн лигнина складируется на берегу.

Эффект деятельности БЦБК оценить непросто. Несмотря на то, что о нем пишут много, вокруг него создано и много лет действует «шумовое поле» дезинформации. Например, по результатам исследований академика Георгия Галазия выходит, что из-за производственной деятельности БЦБК из естественного состояния уже выведено более 70 % воды Священного моря.

Одним из главных факторов «дезинформационного поля» вокруг БЦБК является сведение всех его проблем только лишь к сточным водам. Именно вокруг этого «крутятся» все проекты по созданию «замкнутого водоснабжения», которое-де сделает БЦБК безопасным, «белым и пушистым», безвредным для Байкала и живущих вокруг него людей. Все это, однако, не имеет отношения к действительности. Как видно из приведенных выше цифр, объемы воздушных выбросов с БЦБК вполне сопоставимы с объемами вредных веществ, поступающих с него в Байкал в виде промышленных стоков. Никуда не денется захоронение твердых отходов производства (лигнина в первую очередь) в водоохранной зоне Байкала. Строго говоря, такое их захоронение, а тем более их сжигание, категорически запрещено законом об охране Байкала. Штрафные санкции, которые государство обязано предъявить за подобные деяния, способны сделать не просто нерентабельным, но и категорически убыточным любое производство.

Почему же за него так держатся собственники («Континенталь Менеджмент», «лесной департамент» корпорации «Базовый элемент»)? Текущая работа БЦБК обеспечивается применяемой в его деятельности схемой «ухода от налогов». Схема, в принципе, традиционна для экспортных предприятий Российской Федерации. Потребители целлюлозы с БЦБК – китайские компании: суйфэньхэйские компании «Саньду» и «Гинхенди», Маньчжурская торговая компания «Хенди», Экономико-торговая компания «Фу Цюань». Но договоры на поставку продукции заключены не с ними напрямую, а с компанией Kensington Securites & Investments Ltd, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Острова эти, помимо своего тропического положения, привлекательны еще и своим «особым режимом». Это одна из самых известных «офшорок», где налогообложения в общепринятом смысле слова нет вовсе, а есть лишь ежегодный разовый фиксированный сбор, никак не связанный с объемом движения средств по счетам.

Но дело не только в этом. «Континенталь Менеджмент» пришла на БЦБК именно в тот момент, когда Правительство РФ договорилось с Всемирным банком (ВБ) о совместной реализации Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды (РПОИ) в размере 110 млн долларов. В том числе 22,4 млн долларов предназначалось на создание замкнутой системы водоснабжения ОАО «Байкальский ЦБК». Предполагалось также, что остальные средства вложит собственник комбината. Проект был одобрен федеральными министерствами, получил одобрение Государственной думы РФ и государственной экологической экспертизы, проработан международными экспертами. Как раз к этому времени, в 2002 году, 51 % акций БЦБК перешли в собственность КМ. Таких совпадений не бывает, или, вернее, такие совпадения говорят о наличии четкого, продуманного, проработанного стратегического плана.

Общественность регулярно информировалась о ходе работ по созданию «системы замкнутого водоснабжения», которая-де решит все проблемы вредных выбросов комбината. Но для БЦБК, как и для любого другого предприятия, действует еще и фактор износа производственного оборудования. Сегодня можно смело говорить о 100-процентном износе основных фондов на БЦБК и о том, что предприятие стоит на грани техногенной катастрофы с трудно предсказуемыми последствиями.

С приходом на БЦБК КМ процесс получения кредита ВБ (22,4 млн долларов) на реализацию комплексной программы РПОИ был сорван. Причин называлось несколько, но, судя по всему, главной являлось фактическое нежелание КМ заниматься какими бы то ни было реальными программами. В конце концов вся проблема уткнулась в «замкнутый водооборот», от которого стали необоснованно ожидать каких-то чудес. Но совершенно ясно, что созданием «замкнутого водооборота» ни одна из проблем БЦБК решена не будет.

Полагать менеджмент КМ глупыми, наивными людьми нет ни малейших оснований. Без сомнений, все эти вещи ими неоднократно продуманы и просчитаны. Для понимания стратегической их цели поможет информация, поступавшая от руководителей Братского ЛПК (БЛПК) и корпорации «Илим Палп» в 2003–2005 годах, в разгар «лесной войны», шедшей тогда между ею и «Базовым элементом». По словам «илимпалповцев», речь шла даже не столько о желании «БазЭла» захватить БЛПК, сколько о том, чтобы заставить «Илим Палп» купить у «БазЭла» БЦБК. Называлась сумма в 200 млн долларов – и нет сомнений, что это «хороший бизнес»: затраты КМ на приобретение 51 % акций БЦБК оцениваются в сумме около 50 млн. «Илим Палп» правдами и неправдами отбился от более чем сомнительной сделки с приобретением за большие деньги столь проблемного актива. Но проблема БЦБК осталась – и сейчас, сколько можно понять, речь идет уже о том, что комбинат выкупит государство, в собственности которого остаются 49 % акций.

Вероятно, это единственный оставшийся относительно мирный путь решения проблемы Байкала. Государство выкупает комбинат, принимает программу его перепрофилирования, с исключением любого химического производства, с трудоустройством всех двух с половиной тысяч его работников. Правда, остается открытым вопрос об адекватности государства, которое не в состоянии даже обеспечить выполнение своих многочисленных указаний и постановлений.

Краткая хроника «битвы за Байкал»:

1958 год. В Иркутске на конференции по развитию производительных сил в Восточной Сибири указано на то, что целлюлозно-бумажная промышленность не сможет обеспечить очистку сточных вод до степени, гарантирующей приемлемые уровни загрязнения Байкала.

1959 год. Московский филиал Географического общества СССР провел специальное совещание по защите Байкала, где было принято заявление о недопустимости строительства на берегу озера ЦБК.

1960 год. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли решение о строительстве БЦБК, а Совет Министров РСФСР принял Постановление № 652 «Об охране и использовании природных богатств в бассейне Байкала», в котором запретил приемку и ввод Байкальского и Селенгинского комбинатов без выполнения мероприятий, обеспечивающих очистку и обезвреживание их сточных вод.

1965 год. Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по предохранению озера Байкал от загрязнения сточными водами Байкальского целлюлозного завода восточно-сибирского совнархоза», где, в частности, говорится о «…недопущении нанесения урона чистоте озера Байкал и рыбному хозяйству при сбросе сточных вод Байкальского целлюлозного завода…».

1969 год. Совет Министров СССР принял Постановление № 52 «О мерах по сохранению и рациональному использованию природных комплексов бассейна оз. Байкал», согласно которому весь бассейн озера получает статус водоохранной зоны с особым режимом природопользования. Этим же постановлением предусматривалась персональная ответственность руководителей различных министерств и ведомств за своевременное осуществление мероприятий по предотвращению загрязнения озера Байкал.

1971 год. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление № 391 «О дополнительных мерах по обеспечению рационального использования и сохранения природных богатств бассейна оз. Байкал», где, в частности, говорилось об усилении контроля за выполнением ранее принятых решений.

1977 год. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление № 679 «О мерах по дальнейшему обеспечению рационального использования природных богатств бассейна озера Байкал», в котором было жестко указано, что к 1985 году сброс неочищенных сточных вод должен быть прекращен.

1987 год. ЦК КПСС 12 мая принял специальное постановление «Об ответственности лиц, виновных в невыполнении ранее принятых решений по осуществлению природоохранных мероприятий бассейна озера Байкал», где говорится о невыполнении важнейших пунктов различных постановлений начиная с 1969 года и признается, что «…продолжается загрязнение уникального водоема и окружающей его природы…».

1987 год. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление № 434 «О мерах по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов бассейна озера Байкал в 1987–1995 гг.».

1990 год. Вышло Постановление Совета Министров РСФСР № 93, предусматривающее прекращение варки целлюлозы на БЦБК и перепрофилирование комбината на экологически безопасное производство в 1993 году.

1992 год. Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 925 о перепрофилировании БЦБК и создании компенсирующих мощностей по производству целлюлозы к концу 1995 года. Минэкономики России, БЦБК с участием Госкомпрома России и Минприроды России было поручено организовать в 1993 году международный конкурс проектов экологически безопасных и экономически обоснованных технологий перепрофилирования БЦБК. Был дан ряд заданий на выполнение природоохранных мероприятий – строительство очистных сооружений для г. Байкальска, рекультивация шламонакопителей, удаление «линзы» загрязненных грунтовых вод. Все это должно было быть выполнено до конца 1996 года.

1994 год. Вышло Постановление Правительства РФ № 1306 «О комплексной федеральной программе по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна его бассейна». В нем в очередной раз говорится о негативном влиянии БЦБК на озеро и констатируется невыполнение предыдущих решений, в частности Постановления № 925 1992 г. о перепрофилировании комбината.

1999 год. Президент Ельцин Б.Н. подписывает принятый Госдумой Федеральный закон «Об охране озера Байкал». Закон запрещает любое химическое производство на берегах Байкала и загрязнение озера химическими веществами.

2000 год. 28 марта и. о. Президента РФ Путин В.В. поручил Правительству РФ срочно разработать Комплексную программу перепрофилирования БЦБК, «чтобы в кратчайшие сроки прекратить сброс загрязняющих веществ в озеро Байкал».

2003 год. 25 июля премьер-министр Российской Федерации М. Касьянов на совещании в Иркутске сделал очередное заявление о скором перепрофилировании комбината, прекращении варки целлюлозы и строительстве очистных сооружений для г. Байкальска.
Все эти решения, постановления и указания не выполнены. И проблема Байкала остается все столь же острой. Решения же ее в сколько-нибудь ясной перспективе пока не просматривается.

www.uralpolit.ru