ХРОНИКИ КРИЗИСА: НА РЫНКЕ ПЭТФ


Как для производителей ПЭТ преформ, так и для производителей ПЭТ гранулята 2008-ой год стал одним из самых тяжелых. Наверное, самый тяжелый. Нет, 2008-ой год практически для всех отраслей является самым тяжелым в новейшей истории. А для данной индустрии этот год стал просто «черным».

Причина не в финансовом кризисе, а в погоде. Из-за того, что лето было холодным, продажи прохладительных напитков упали более, чем на 30% по сравнению с планируемым уровнем. По итогам года совокупный объем производства напитков, скорее всего, не уменьшится. Он останется на уровне 2007 года. Но ведь производители ожидали растущего рынка. Многие инвестиционные проекты по строительству новых производств напитков были заморожены еще до «кризисной» осени 2008 года. 

Производство безалкогольных напитков в 2007-окт. 2008 гг.

Источник: Росстат

На примере динамики импортных поставок мы видим, что отрасль ждала продолжения бурного роста спроса, который наблюдался в предыдущем году. В весенние месяцы ПЭТФ активно закупался, склады затаривались. В июне стало понятно, что эти запасы ни к чему. И закупки гранулята резко упали. Производители же со второго полугодия вынуждены были постепенно снижать объемы производства.

Объем импорта ПЭТФ по месяцам в 2007 и в 1 пол.2008 гг., тыс. тонн

Источник: ФТС РФ

А затем пришел и кризис и добил отрасль. Если даже спрос на бутылки и сохраняется, то проблема неплатежей делает свое дело. Торговые сети не платят производителям напитков, тем в свою очередь, нечем рассчитываться на преформы.

В результате к декабрю 2008 года двое из трех отечественных производств ПЭТФ были остановлены на профилактические работы. Речь идет о «Сенеже» и открывшемся в 2008 году «Полиэфе». Продолжал работать в обычном режиме лишь «Сибур-ПЭТФ».

Остановка «Сенежа» длилась 2 месяца, остановка «Полиэфа»  была несколько короче. Правда, не «Полиэфе» нам сказали, что остановка завода была связана не с проблемами сбыта, а из-за нехватки сырья. Производителям ПЭТФ проще совсем остановить производство, чем работать с неполной загрузкой.

Наряду с падением спроса на ПЭТФ снижались и цены. Если в январе 2008 года средняя отпускная цена на ПЭТФ отечественных производителей составляла 46,29 руб. за кг., то к ноябрю она опустилась до 35 руб. Локомотивом данного снижения  цены явились падение котировок на данный полимер на азиатских биржах. Цены там опустились ниже 800 долл. за тонну.

Прогноз на 2009-ый год

Рынок ПЭТФ был одним из наиболее быстрорастущих в России. В 2006 году прирост рынка составил 20%, в 2007 году – 13%. По итогам первого полугодия 2008 года объем «видимого потребления» вырос аж на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. (Здесь нужно понимать, что этот рост был вызван подготовкой к лету). Однако затем последовал резкий спад, вызванный погодой и глобальным кризисом. Скорее всего, по итогам текущего года объем потребления ПЭТФ может и увеличится, но рост будет небольшим. Скорее всего, рынок подрастет на 2-3%. Не больше.

Что будет в 2009 году? Роста не будет, точно. Скорее всего, рынок «застынет» на значениях 2007 года. Напомним, по итогам 2007 года объем потребления ПЭТФ был на уровне 549 тыс.тонн. В пределах 540-570 тыс.тонн. будет уровень спроса и в 2009 году.
Подобный паритет с одной стороны, будет поддерживаться благодаря сокращению спроса на ПЭТ бутылки в традиционных сегментах. А это, прежде всего, прохладительные напитки. С другой стороны, будет расти спрос на ПЭТ бутылки в новых сегментах. Прежде всего, речь идет о молочной промышленности.

Что касается цен, то, похоже, что конец декабря ознаменует вектор к движению наверх. На азиатских биржах вторую неделю идет рост. Небольшой, но рост. Способствовать отечественным производителям будет и девальвация рубля. Скорее всего, цены на ПЭТФ в течение 2009 года будут находиться в районе 40 тыс.руб. за тонну.

С анализом российского рынка ПЭТФ Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ рынка ПЭТФ в России в 2007-2008 гг. ».

Автор:
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70
E-mail:
mail@akpr.ru
WWW: www.akpr.ru

Об авторе:
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов.
• Маркетинговые исследования
• Технико-экономическое обоснование
• Бизнес-планирование