«РОСТЕХНОЛОГИИ» - ЛУЧШИЙ ДРУГ БИЗНЕСА |
Эксперты сначала скептически отнеслись к затее создания госкорпораций. Однако бизнес подошел к этому со всей серьезностью и в уходящем году всячески старался подружиться с одной из них — «Ростехнологиями». Эта компания уже обзавелась значительным числом солидных партнеров. Сотрудничать с ней хотят и олигархи, и зарубежный бизнес… |
Сергей Чемезов, глава госкорпорации «Ростехнологии» В 2007 году было популярно создавать госкорпорации. Эксперты скептически отнеслись к этой затее, однако бизнес отнесся к этому со всей серьезностью и в уходящем году всячески старался подружиться с госкорпорациями, точнее с одной из них — «Ростехнологиями». Эта компания, созданная на базе экспортера российского вооружения — «Рособоронэкспорта», обзавелась значительным числом солидных партнеров, среди которых не только капитаны отечественного бизнеса — Алишер Усманов, Виктор Вексельберг, но и мировые гиганты, такие как Renault, Daimler и Pirelli. О создании «Ростехнологий» (Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции) было объявлено осенью 2007 года, и госкорпорация с первых дней работы начала искать для себя новые направления деятельности. Возглавленная Сергеем Чемезовым, другом тогдашнего президента России Владимира Путина, затеяла в 2008 году ряд амбициозных проектов, непосильных для частного бизнеса. Главным достижением «Ростехнологий» стали заслуги в привлечении зарубежных партнеров для российских предприятий автопрома. Госкорпорация сумела свести французскую Renault и АвтоВАЗ, а под занавес уходящего 2008 года убедила немецкий Daimler купить пакет акций Кам¬АЗа — пока только 10%, но зато по докризисной цене и с возможностью дальнейшего увеличения доли. При этом на базе поставщиков АвтоВАЗа госкорпорация начала создание холдинга автокомпонентов, который сможет занять до 40% российского рынка. Также машины нужно во что-то «обувать» — и вот уже на сотрудничество с «Ростехнологиями» польстилась итальянская Pirelli, до этого несколько лет размышлявшая о приходе в Россию в качестве производителя. Теперь партнеры строят под Тольятти шинный завод, который в том числе будет обеспечивать АвтоВАЗ. Создав структуру, ответственную за российский авиапром, — ОАК, государство не могло не найти ей и соответствующего покупателя. Совместно с правительством Москвы «Ростехнологии» в конце года начали создавать авиакомпанию «Росавиа» на базе как госактивов в отрасли, так и обанкротившегося альянса AiRUnion. Новый авиаперевозчик уже намерен побороться за лидерство с «Аэрофлотом». И хотя это пока лишь зарегистрированное с небольшим уставным капиталом общество, компания уже вошла в список из 295 системообразующих предприятий страны. В горнодобывающей отрасли, казалось бы, непрофильной для «Ростехнологий», госкорпорация также была нарасхват. Крупнейшее в мире месторождение меди, Удоканское, досталось «Металлоинвесту», с которым госкорпорация создает СП для его разработки. Кроме того, совместно развивать проекты с «Ростехнологиями» захотел Виктор Вексельберг. Их совместное предприятие «Русинвестпартнер» проявило интерес к рудным проектам группы «Метрополь», которая поначалу делала ставку в освоении полиметаллических руд на иностранных партнеров. Зазывали «Ростехнологии» даже в производство минудобрений, совместно с «Сильвинитом» корпорация собиралась осваивать калийные месторождения. Но кризис не обошел стороной даже этого столпа, что немудрено, учитывая немалые долги входящих в госкорпорацию предприятий. Впрочем, не приходится сомневаться, что Чемезову помогут. Ряд активов «Ростехнологий» вошли в список системообразующих предприятий, которым, по крайней мере, обещано государственное содействие в эти непростые времена, кроме того, госкорпорация рассчитывает и на прямые вливания. |