СУДЬБА «УРАЛКАЛИЯ»: считают не торопясь


Правительственная комиссия, которая в конце октября 2008 приступила к повторному расследованию обстоятельств аварии на первом руднике «Уралкалия», никак не может рассчитать степень вины компании. Вердикт будет вынесен, скорее всего, не ранее конца января 2009.


Правительственная комиссия, которая в конце октября 2008 приступила к повторному расследованию обстоятельств аварии на первом руднике «Уралкалия» (случившейся еще в 2006 году), никак не может рассчитать степень вины компании. Первоначально заявлялось, что комиссия огласит свои выводы еще 20 декабря. Однако, как сообщили в пресс-службе Ростехнадзора, она вынесет свой вердикт, скорее всего, не ранее конца января. «Перенесение сроков связано с тем, что поступило большое количество информации, которую еще нужно до конца проанализировать. Все-таки случай незаурядный. Сейчас работа комиссии находится уже на финальной стадии», — сообщили в пресс-службе этого ведомства.

Напомним, что чрезвычайная ситуация на первом руднике «Уралкалия» случилась в октябре 2006 года после попадания в шахту грунтовых вод. Авария, как предполагают эксперты, была вызвана особенностями геологического строения шахтного поля. В конце 2006 года специальная комиссия Ростехнадзора решила, что авария произошла по причинам, не зависящим от «Уралкалия». Менеджмент компании принял решение затопить рудник, однако год спустя – в июле 2007 года – Первый рудник постигла еще одна беда: в районе фабрики техсоли образовался провал в земле глубиной 15 метров и шириной 50−70 метров, повредивший энергетические и железнодорожные коммуникации. В результате этих аварий на участке железной дороги, проходящей вблизи места аварии, было прекращено пассажирское движение и ограничена скорость грузовых составов. На деньги краевого бюджета и РЖД было построено две обходных железнодорожных ветки, а ТГК-9 пришлось перенести часть объектов ТЭЦ-10. Местные власти были вынуждены также переселить часть жителей Березников: на это были затрачены средства из федерального бюджета.

Но к апрелю прошлого года провал приблизился к полотну второй обходной железнодорожной ветки менее чем на 80 метров. Поставив под опасность грузоперевозки предприятий, расположенных в этой зоне. Стал обсуждаться вопрос о строительстве третьей, обходящей рудник, ветки протяженностью 2,5 км со сметной стоимостью до 2,5 млрд рублей. Параллельно с этой возникла и другая идея — построить большую железнодорожную магистраль протяженностью 53 км, обходящую  все шахтные поля «Уралкалия», стоимостью почти 14 млрд рублей в однопутном варианте по ценам лета 2008 года. Естественно, вопрос упирался и упирается в то, на чьи деньги все это строить. Совсем некстати разразился и финансовый кризис. И 29 октября 2008 года заместитель председателя правительства РФ Игорь Сечин принял решение создать новую комиссию [1] и провести повторное расследование причин аварии. Не дожидаясь итогов расследования, в конце прошлого года представители «Уралкалия» заявили о готовности компенсировать затраты бюджетов всех уровней [2], которые были понесены при устранении последствий аварии на сумму 3 млрд рублей.
Однако в действительности сумма претензий может быть гораздо больше. От 6 млрд рублей на строительство еще одной «малой» обходной железной ветки, погашение затрат энергетиков на перенос своих объектов из зоны аварии и затрат бюджетов города и края на расселение микрорайона до 600 млрд рублей — эта стоимость запасов калийных и магниевых солей, принадлежащих государству, которые навсегда потеряны в результате затопления Первого рудника. Понятно, что если ситуация будет развиваться по второму сценарию, то «Уралкалий» ждет неминуемая смена собственников. Очевидно, в федеральном правительстве нет единого мнения по этому поводу, поэтому комиссия и не торопиться выносить свой вердикт.

КОММЕНТАРИЙ

Михаил Сайно, аналитик ИК «Брокеркредитсервис»:

- Одной из главных причин продления работы комиссии предположительно стал анализ вопроса о необходимости строительства дополнительной 2,5−километровой обходной железнодорожной ветки. Если решение о строительстве этой ветки будет принято, размер средств, необходимых для устранения последствий аварии, будет увеличен на несколько десятков миллионов долларов. С одной стороны, изучение необходимости строительства дополнительной ветки, вероятно, свидетельствует о том, что работа комиссии ведется в конструктивном русле, и нереально высокие штрафы компании никто выставлять не будет.

С другой стороны, если сроки подведения итогов расследования будут перенесены еще раз, это может повлечь за собой спекулятивные продажи со стороны инвесторов, рассчитывавших на скорое завершение работы комиссии. В целом мы полагаем, что новость о продлении сроков работы комиссии носит нейтральный характер для стоимости акций предприятия. Мы считаем, что итоги расследования будут благоприятны для «Уралкалия», и ожидаем роста котировок после объявления результатов работы комиссии.

www.expert.ru