«НИИШП» СЕГОДНЯ: колесо науки


Долгое время приход современных технологий на российские шинные заводы обеспечивался участием ученых Научно-исследовательского института шинной промышленности. Что представляет собой НИИШП сегодня?


Долгое время приход современных технологий на российские шинные заводы обеспечивался участием ученых Научно-исследовательского института шинной промышленности. В девяностых годах негативные события больно ударили по  этому учреждению. Оно  попало под внешнее управление, его обанкротили, и в течение четырех лет  шли рейдерские захваты. Уходили ценные кадры, была  потеряна  часть испытательного оборудования и опытного шинного завода. И все же те, кто остался верен институту, сумели выстоять, многое сохранить и создать ООО НТЦ НИИШП.

- Александр Матвеевич, что сегодня представляет собой научно-исследовательский институт шинной промышленности?

После того как наши ученые организовали ООО «НТЦ «НИИШП», в отраслевой науке появился преемник ФГУП «НИИШП», который в свое время играл роль научно-технического центра шинной промышленности СССР, а потом и России. А помогло этому восстановлению то, что нашим учредителем стал собственник, который понимал практическое значение института и верил в его востребованность. Этот собственник  – ОАО «НИИШП», а ООО «НТЦ НИИШП» – его дочернее предприятие. Важно, что в нашей сфере мы самостоятельны, собственник не вмешивается ни в научную, ни в хозяйственную деятельность, но оказывает нам поддержку практически по всем направлениям. В чем еще хороши наши отношения с собственником, так это в том, что он проявляет большой интерес к инвестиционным проектам,  которые собирается реализовывать с нашим участием.

В настоящее время НТЦ «НИИШП» осуществляет научную и научно-техническую деятельность в следующих направлениях:

- теоретические и поисковые исследования;
- конструирование шин и РТИ;
- материаловедение, разработка и внедрение новых материалов и резин;
- технология и оборудование для производства шин и РТИ;
- шиновосстановление и утилизация изношенных шин;
- экологическая безопасность при производстве и эксплуатации шин;
- стандартизация шин, методов их испытаний и материалов для их производства.

Заказчиками наших разработок являются федеральные министерства, автомобильные предприятия, шинные холдинги и заводы, предприятия сырьевого сектора, отраслевые, академические институты и ВУЗы, зарубежные фирмы.

В структуре нашего НТЦ три отделения. Это конструкторское отделение, куда входят конструкторские отделы массовых и авиационных шин и отдел испытаний шин. Химико-технологическое отделение занимается разработкой новых материалов, резин и процессов шинного производства. Отделение перспективных разработок занимается новыми технологиями, шинами немассового ассортимента и продуктами вторичной переработки шин.  В его состав входит также лаборатория физики и механики эластомерных композитов, которая сотрудничает с академическими институтами и ВУЗами в рамках создания наноструктурных материалов и исследования межфазных взаимодействий.

-И все же, каким образом после  практически полного разгрома  вам удалось возобновить научную деятельность?

- Во-первых, в этом была прямая необходимость. России нужен шинный научно-технический центр. Попытки шинных холдингов создавать научно-технические центры на базе шинных заводов не увенчались успехом. С одной стороны, у шины есть заказчик – автомобилисты, с другой стороны, производители шин – заказчики целого ряда сырьевых отраслей. В этой цепи должно быть связующее звено. В своё время НИИШП создавался именно таким, и  ему не были чужды интересы ни сырьевиков, ни потребителей шин. Мы унаследовали эту его роль. Это позволяет нам сегодня проводить как общеотраслевые работы, связанные с разработкой новых материалов, технологий, оборудования, обеспечением оборонных отраслей промышленности, так и работы с конкретными шинными заводами применительно к имеющимся на них технологии и оборудованию.

Во-вторых, даже в период «лихолетья» мы продолжали консолидировать всех, кто связан с производством и изучением резины и изделий из нее, производителей сырья, материалов и оборудования. С этой целью НТЦ «НИИШП» организует и проводит две конференции. В мае – самую крупную в странах СНГ международную научно-практическую конференцию «Резиновая промышленность. Сырье, материалы, технологии» и в октябре – международный симпозиум «Проблемы шин и резинокордных композитов». Мы выпускаем три научно-аналитических сборника: «Вопросы практической технологии», «Информ-Простор», «Проблемы шин и резинокордных композитов».

- И насколько успешно позволяет проводить разработки лабораторная база института?

- Для этого у  нас имеется все необходимое. В институте осталась аналитическая лаборатория, оборудование которой немного устарело, но сохранились методики – это самое ценное. Также у нас имеются лаборатория по изготовлению резин и испытанию «сырых» смесей, лаборатории физико-механических испытаний и динамических испытаний резин. Есть отдел по испытанию шин, включая стендовые, лабораторно-дорожные и эксплуатационные испытания. Мы также сохранили стенд по испытанию авиационных шин. Последний в своем роде уникален – аналоги есть только в Японии и два в Америке.


 

- Как удается выполнять весь комплекс работ без опытного шинного завода?

Как я уже говорил, в НТЦ сохранились приборы и оборудование, необходимые для исследования и испытания сырья, материалов, резин, резинокордных систем и шин. Поэтому весь цикл работ (до изготовления опытной партии шин) мы проводим у себя. Отработка технологии и изготовление опытных партий шин проводятся на заводе, для которого осуществлялась данная работа.

В последнее время мы активно работаем с компанией ООО «СИБУР» по новым типам каучуков и масел и с ОАО «СИБУР – Русские шины» – по разработке конкретных резин, технологий и конструкций шин. В связи с этим практическая апробация технических решений осуществляется, в основном, на одном из заводов  ОАО «СИБУР – Русские шины», чаще всего в ОАО «Ярославский шинный завод». Это связано с тем, что данное предприятие выпускает самый современный и разнообразный ассортимент шин.

Следует сказать, что жизнь заставила нас заниматься не только шинной промышленностью, но и разработкой рецептур РТИ и всем тем, что приносит доход институту. Естественно, что наши специалисты обеспечивают и выполнение инвестиционных программ, разрабатываемых собственником, которые должны начать давать доходы уже в 2009 году. Конечно, они имеют под собой небольшие научные разработки, но в перспективе принесут прибыль.

- А в рамках каких государственных программ работает НТЦ «НИИШП»?

- На сегодняшний день НТЦ включен в работу двух федеральных инвестиционных проектов. В одной из программ Министерства обороны, рассчитанной на четыре года, мы являемся головными исполнителями. Программа предполагает обновление целой линейки шин для армейской техники, которая будет поступать на вооружение в 2015–2020 годах. Участие в этом проекте для нас имеет много положительных моментов, потому что мы попадаем под ряд законов, связанных с военным заказом, то есть институт становится стратегически значимым. В таких условиях прекратить работу над проектом федерального значения становится практически невозможно.

Мы участвуем  также в программе по созданию ноноструктурированных типов техуглерода для шинной промышленности, а именно для целиком металлокордных шин. В рамках этого проекта мы работаем с институтом переработки углеводородов сибирского отделения РАН. Третья программа, к которой мы сейчас подключаемся, – это программа по созданию производств химикатов для шин и РТИ для военной и космической промышленности.

Мы также участвуем в элементах инновационного проекта СИБУРА по так называемой «зеленой» шине.

У нас имеется ряд крупных конструкторских проектов по шинам для авиационной и космической техники, так как в ближайшем будущем планируется сконструировать новый «челнок» и два новых типа самолетов пятого поколения. НТЦ предлагает также проекты, связанные с новыми технологиями. Это касается, прежде всего, создания безопасных шин, экологически чистых ресурсосберегающих полиуретановых шин и ЦМК шин, созданных по «модульной» технологии.

- Какие  проблемы стоят в настоящее время перед НТЦ?

- Еще два года назад из-за отсутствия договоров у нас были частые задержки зарплат. Сейчас мы встали на ноги именно благодаря тому, что у института появились долгосрочные заказы. Правда, в связи с экономическим кризисом, который коснулся и шинной промышленности, ситуация с заключением новых договоров и контрактов, конечно, осложнилась. Но возникла другая проблема – кадры. В сложные времена, когда НИИ переходил из рук в руки, многие ушли, а новых специалистов, готовых работать за пока еще относительно невысокие зарплаты, найти очень сложно. На данный момент средний возраст наших специалистов – около 60 лет. Всего работает 100 человек. Из них два доктора наук и 15 кандидатов.

Необходимо также обновление приборной техники и испытательного оборудования, так как существующая, к сожалению, в основном морально и физически устарела.

- Очевидно, есть вещи, которые Вас беспокоят  как ученого?

- Я считаю, что у российской шинной промышленности должен быть единый НТЦ, который бы финансировался государством, и право на его разработки принадлежало бы государству, а кому оно их будет продавать – его дело.

Необходимо отметить, что сегодня в России практически прекратилось производство ускорителей, других специальных химикатов-добавок, без которых ни самолеты не взлетят, ни автомобили не поедут. Малотоннажная химия практически вся из Китая. Несмотря на имеющиеся научные разработки, не выпускаются новые типы полимеров, ускорителей, модификаторов, не внедряются новые перспективные технологии. Это, конечно, беспокоит. Но, я полагаю, что при внимании государства к этим проблемам, они будут решаться. Отечественная шинная промышленность обретет инновационное развитие.

Александр Пичугин,
Генеральный директор
ООО НТЦ НИИШП

Журнал «Химия и бизнес»