КРИЗИС и BASF: гибкий график


Как международный экономический кризис сказался на деятельности крупнейшего химконцерна? Каковы его антикризисные шаги? Каковы перспективы на российском рынке? - Представляем вашему вниманию телеинтервью Сергея Андреева, главы представительства БАСФ в России и СНГ и генерального директора ЗАО «БАСФ».


- Концерн BASF, один из крупнейших производителей химической продукции в мире, закрывает часть предприятий в Северной Америке и Азии. Это связано с тем, что в первой половине января ни в одном из регионов присутствия компании не было роста спроса на ее продукцию. Несмотря на неблагоприятную экономическую конъюнктуру, BASF продолжит выделять значительные средства на научные исследования и новые разработки. В России сокращения производства и персонала на предприятиях концерна не намечается. За счет чего планируется несокращение персонала и будет ли сокращена рабочая неделя или заработная плата?

- На сегодняшний день предприятия концерна работают с загрузкой 75% по всему миру. В ноябре BASF одним из первых объявил о сокращении производства примерно на 80 установках, что эквивалентно 10-15% всех мощностей концерна, которые есть в мире. До сих пор компания в связи со сложившейся экономической ситуацией  использовала гибкий рабочий график персонала, отпуска. Если этих мер не будет хватать, то в этом случае мы будем вынуждены перейти на сокращенную рабочую неделю. Что касается массовых сокращений, о которых сообщили некоторые СМИ, то я эту информацию подтвердить не могу. Планов по сокращению персонала в России также нет.  В Бизнес Центре BASF Россия и СНГ  работает порядка 1000 сотрудников. У нас замечательная команда профессионалов, и поэтому мы будем делать все возможное, чтобы сохранить наш персонал и подготовиться к тому моменту, когда начнется выход из кризиса.

- На каких условиях рабочие будут уходить в отпуск? Потому что допустим в Германии, где BASF тоже был вынужден переходить на сокращенную рабочую неделю, отправлять рабочих в отпуска, - совершенно четкая схема: есть социальные выплаты, гарантированные выплаты предприятиям. У нас к великому сожалению, этот механизм отнюдь не отлажен и законодательства такого нет, и социальных выплат нет.

- Вы абсолютно правы. В Германии Федеральное агентство занятости поддерживает сотрудников в течение приблизительно 18 месяцев. То, что касается нас – масштаб производства в России нельзя сравнить с масштабом Германии или США или даже Китая. Поэтому речь идет о нескольких десятках сотрудников, и я думаю, что мы найдем те или иные способы сохранить коллектив, не прибегая к каким-то кардинальным мерам. Тем более что в принципе продажи у нас идут, может быть не на том уровне, на который мы рассчитывали при хорошем стечении обстоятельств. Мы затронем еще эти темы в рамках нашего разговора, но пока я не вижу такой необходимости.

- Если говорить подробно о тех отраслях, где присутствует компания БАСФ. Не могли бы Вы прокомментировать отрывок из  беседы в марте 2008 года с вашим предшественником г-ном Голицыным, посвященный развитию автомобилестроения в России и Европе, где утверждалось, что Россия станет самым основным рынком в Европы. Я так понимаю, речь шла не только об автомобильной отрасли. Насколько рынок сейчас перспективен для БАСФ и на какие отрасли делается ставка сейчас?

- Здесь можно сказать следующее: во-первых,  автомобильный рынок или потребительский спрос в России по автомобилям не насыщен, то есть на сегодняшний день он составляет менее 200 автомобилей на 1000 человек. Насколько я знаю, в Германии этот показатель составляет приблизительно 500 машин, то есть, нам есть куда двигаться, есть, куда расти.  По итогам 2008 года Россия стала действительно одним из самых важных автомобильных рынков в Европе и, наверно, в мире. С нашей точки зрения, эти перспективы сохраняются, может быть не на первую половину года, и не на 2009 год, но на перспективу - безусловно.

- Может быть, они начнут “Растишку” есть?

- Может быть. Здесь следует еще отмечать две такие вещи, как спрос на автомобили и автомобильная промышленность в целом. Как Вы понимаете, это две большие разницы.

- Конечно. Я жду, что Вы скажете, что уже есть соглашение с теми автомобильными кластерами, которые успели «выйти с каникул» буквально на днях.

- То, что касается производства и прихода западных концернов в Россию, - об этом уже много написано и много сказано: это и Volkswagen, и Nissan, и Toyota и General Motors и так далее, но на сегодняшний день полноценной цепочки добавленной стоимости в автомобильной промышленности нет. Поэтому, когда мы говорим о применении российских запчастей…

- Вы имеете в виду локализацию?

- Да, локализацию. То мы должны видеть, что те вещи, которые сегодня используются - используются в самом минимальном объеме. И то, что касается нашего вклада, то давайте я приведу несколько примеров. Мы в декабре выпустили первую пробную партию автомобильных катализаторов в Красногорске на нашем новом заводе. В первом квартале состоится пуск этого завода, то есть мы будем производить здесь автомобильные катализаторы для российских предприятий. У нас успешно работает завод BASF Coatings, который производит автомобильные эмали. Вы знаете, что сварка, окраска кузовов,- это часть локализации, о которой мы говорили. Мы планируем ряд проектов по развитию в области переработки пластмасс. Мы этим очень активно занимаемся, и я хочу подчеркнуть, что, несмотря на трудную ситуацию, которая сейчас складывается, мы ни одного из этих проектов не бросили.

- А строительная отрасль, где тоже начался казалось бы невероятный подъем? Такие высокотехнологичные и дорогостоящие продукты, которые предлагает БАСФ, могли найти применение?

- Вы знаете, по иронии судьбы эти две отрасли, которые должны были стать локомотивом роста на перспективу, в большей степени и пострадали. Но то, что касается строительной отрасли: Вы знаете, что есть подразделение BASF Строительные Системы. У нас есть собственное производство в Подмосковье. Если и будут какие-то изменения по жилищному строительству, то мы рассчитываем на инфраструктурные проекты, потому что потребность в развитии инфраструктуры в России колоссальна. Есть олимпиада в Сочи – строительство олимпийских объектов.

И опять-таки приведу конкретный пример: в конце 2008 года, мы начали развивать совершенно новое направление – подземное строительство. Здесь мы выходим на перспективы, связанные с горнорудным делом и со строительством инфраструктуры: тоннелей и т.д. У нас также есть наше строительное подразделение в Казахстане. Вы знаете, что Казахстан первым был затронут после ипотечного кризиса в США и по сути дела то, что мы видим сейчас, произошло в Казахстане в конце 2007 года. Тем не менее, по подразделению BASF Строительные Системы Казахстан мы не потеряли бизнеса, может быть мы и не выросли, но, тем не менее, объем заказов мы не потеряли. Мы работаем, и будем работать дальше.

- Вы ведь принимаете участие в строительстве трубопроводов, у вас есть соглашение с Газпромом, и Вы начали заниматься добычей газа? Эти проекты действуют?

- Эти проекты все действуют. В ноябре 2008 года состоялось торжественное открытие, посвященное пуску нового месторождения под Новым Уренгоем. Мы начали добывать газовый конденсат из Ачимовских залежей. ЗАО «Ачимгаз» было создано на паритетных началах при участии  «Газпром добыча Уренгой» (дочернее общество ОАО «Газпром») и компании Wintershall Holding AG (дочерняя структура концерна BASF,  владеющего 100 процентами её акций) в июле 2003 года. Этот проект очень  перспективный и в принципе новое слово в данной сфере, потому что на этом месторождении мы добываем газ с очень глубоких горизонтов. Ни один проект здесь не остановлен, не заморожен, мы будем продолжать работать дальше.

- Это чисто БАСФовский проект?

- Это не совсем наш проект. ЗАО «Ачимгаз» было создано на паритетных началах при участии  «Газпром добыча Уренгой» (дочернее общество ОАО «Газпром») и компании Wintershall Holding AG (дочерняя структура концерна BASF,  владеющего 100 процентами её акций) в июле 2003 года. Мы привносим свои ноу-хау в значительную часть работ, которые связаны с техникой, с бурением и эксплуатацией месторождения, здесь работает очень много наших специалистов. Этот проект - наш посильный вклад в развитие энергетики в России.

- А посильный вклад в развитие нанотехнологий? Вы принимали участие в Нанофоруме не так давно?

- Очень хороший вопрос. Проект для нас совершенно новый, мы действительно приняли участие в Нанофоруме, который прошел в конце 2008 года. Кстати, мы были практически  единственной западной компанией, представленной самостоятельным стендом и делегацией на таком уровне. У меня исключительно положительные отзывы от наших коллег в Германии по поводу Нанофорума и  также относительно новой корпорации, которая была создана недавно. Взаимодействие по поводу обмена идеями и разработками будет продолжаться и дальше, и по итогам должен получиться некий short-list будущих проектов в строительстве, автомобильной индустрии, электронике и так далее.

- Спасибо большое. Об этом мы будем говорить в следующий раз.

Программа "Новости компаний",

29.01.2009

Ведущая программы - Мария Строева