ТАИФ-НК ДОБАВИТ БЕНЗИНА |
ТАИФ-НК намерен в 2009 году удвоить продажи бензина в Татарстане, что позволит ему вытеснить с местного рынка других производителей, в том числе уфимские НПЗ. Эксперты считают, что бензин из Нижнекамска пока не может конкурировать по качеству и цене с уфимским, и полагают, что для его продвижения скорее всего будет подключен «административный ресурс». |
Гендиректор ТАИФ-НК Александр Бабынин рассчитывает продавать в Татарстане до одного млн тонн бензина Фото: Василий Александров/Коммерсантъ Генеральный директор ТАИФ-НК Александр Бабынин сообщил журналистам (3 февраля 2009), что в 2009 году компания «произведет от 850 тыс. тонн до одного млн тонн бензина» для продажи исключительно на территории Татарстана. Он напомнил, что в 2008 году в Татарстане было продано более 60% из 650 тыс. т произведенного заводом бензина, остальные 40% были реализованы в других регионах России. В настоящее время ТАИФ-НК ведет переговоры об увеличении поставок бензина на АЗС Татарстана. Он отметил, что в результате на транспортных расходах ТАИФ-НК сэкономит в этом году на уровне 5-7% прибыли. Емкость татарстанского рынка бензина составляет 1,1 млн т в год. Бензин в Татарстан поставляется из Уфы, Самары и Перми. Крупнейшими топливными операторами являются ОАО «Татнефть» (153 АЗС, 19% рынка) и ОАО «Татнефтепродукт» (144 АЗС, 18% рынка). Более 40% рынка приходится на частные АЗС (356 шт.), около 20% рынка занимают ведомственные заправки. ОАО ТАИФ-НК, 100%-ная «дочка» ОАО ТАИФ, включает в себя завод бензинов, завод по переработке газового конденсата и нефтеперерабатывающий завод. Выручка ТАИФ-НК в 2008 году составила 89 млрд руб. Чистая прибыль — пять млрд руб. ТАИФ-НК может рассчитывать на поддержку властей региона при продаже произведенного им топлива местными АЗС. «С 2009 года в связи с изменением бюджетного кодекса все 100% акцизов от реализации моторных топлив будут оставаться в Татарстане. В 2009 году эта сумма может составить 4,5 млрд рублей, но бюджет получит их только в том случае, если ТАИФ-НК будет реализовывать топливо в России,— сказал на прошлой неделе замминистра промышленности и торговли Татарстана Фарид Туктаров.— Учитывая, что рынок России плотен и конкурентен, нам необходимо максимально обеспечить реализацию продукции ТАИФ-НК в Татарстане». Работа, по словам министра, в этом направлении уже начата. «С „Татнефтью“ и „Татнефтепродуктом“ удалось отработать механизм и принципы, которые позволят решить задачу резкого увеличения реализации ими продукции ТАИФа»,— сказал Фарид Туктаров. Он добавил, что министерство встречалось и с владельцами частных АЗС. Достигнутое «понимание», по словам Фарида Туктарова, дает основание полагать, что и они учтут «интересы республики» и отреагируют на предложение о сотрудничестве «соответствующим образом».
Сразу не удалось узнать мнение уфимских производителей о намерении ТАИФ-НК вытеснить их с рынка Татарстана — в приемных генеральных директоров Новоуфимского НПЗ и «Уфанефтехима» сказали, что «комментариев по данной теме не будет». Директор уфимского ГУП «Институт нефтехимпереработки» Эльшад Теляшев считает, что продукция ТАИФ-НК «не дотягивает до того уровня качества, что присутствует на уфимских НПЗ», и полагает, что «объем рынка, который занимают уфимские НПЗ в Татарстане, все равно останется за уфимской группой заводов». Аналитик ИК «Финам» Айгюль Зиянгулова не исключает, что Татарстан для продвижения бензина ТАИФа на заправки «может ввести административные барьеры, пусть и неформальные, что будет оказывать дополнительную поддержку бизнесу ТАИФа». В то же время она оценивает решение ТАИФа сконцентрироваться в Татарстане как «вполне логичное». «Это может упростить бизнес-процессы, а поддержка со стороны региональных властей способна снизить издержки, связанные с отсутствием собственной розничной сети»,— отмечает госпожа Зиянгулова. |