ОТСРОЧКА ДЛЯ «УРАЛКАЛИЯ»


Выплата "Уралкалием" компенсации за аварию на руднике компании может затянуться на неопределенный срок. В пятницу 6 февраля 2009 глава Минприроды Юрий Трутнев заявил, что государству потребуется время на разработку соответствующих законодательных норм. Кроме того, сумма претензий к "Уралкалию" снизится: 2,5 км железнодорожного обхода в зоне провала стоимостью 2 млрд руб. решили не строить.



В пятницу 6 февраля 2009 на заседании правительственной комиссии по недопущению негативных последствий аварии на руднике "Уралкалия" глава Минприроды Юрий Трутнев дал понять, что вопрос взыскания с компании ущерба может затянуться надолго. Окончательная сумма ущерба в рамках поручения правительства может быть рассчитана не раньше чем через месяц, рассказал министр. Эта сумма в основном будет учитывать затраты государства на строительство 53-километровой железной дороги, экспертизу стоимости которой Минрегион обещает закончить через две недели. Первый вице-президент ОАО РЖД Вадим Морозов сообщил, что проект железной дороги уже готов, проведены работы по подготовке трассы, и до конца 2009 года на этом участке планируется начать сообщение. А строительство 2,5-километрового железнодорожного обхода в зоне провала (его оценивали в 1-2 млрд руб.) комиссия решила отменить. Рабочая группа c участием представителей Горного института Уральского отделения РАН, ОАО "Галургия" и ОАО РЖД решила, что опасность разрушения действующей железной дороги отсутствует. Все же глава МПР поручил найти третий независимый институт, который дал бы свою оценку ситуации в зоне провала.

В то же время Юрий Трутнев подчеркнул, что вина "Уралкалия" в аварии на руднике не доказана. В заключении комиссии нет прямого указания на то, что авария произошла по вине "Уралкалия". Заместитель руководителя Ростехнадзора Борис Красных, возглавлявший комиссию по определению причин аварии, сообщил, что еще в советские годы была нарушена технология отработки месторождения, что в дальнейшем послужило причиной аварии.

По словам Юрия Трутнева, окончательное решение будет приниматься в судебном порядке. "Что-то предъявлять у нас в стране может только суд, а никак не государственные органы",— сказал министр. Министр добавил, что законодательных актов, регулирующих взыскание ущерба в подобных случаях, в России нет и их придется разрабатывать. В какие сроки может появиться методика расчета, он не пояснил.

Адвокат Московской областной коллегии адвокатов Денис Узойкин не согласен с господином Трутневым: юрист считает, что законодательного обоснования для взыскания ущерба достаточно. По его словам, в 59-й главе Гражданского кодекса говорится, что любой ущерб, причиненный вследствие деятельности другого лица, должен быть возмещен. Однако остается вопрос, придется ли доказывать вину "Уралкалия", или компанию можно отнести к категории субъектов, чьи действия связаны с повышенной опасностью: тогда ответственность наступает в любом случае. Но истцу необходимо будет доказать причинно-следственную связь между деятельностью компании и произошедшей аварией. Для этого, скорее всего, потребуется судебная экспертиза. Господин Узойкин подтверждает, что методики расчета ущерба действительно нет, но она может быть разработана и утверждена в довольно короткие сроки. Тем не менее, по оценке господина Узойкина, рассмотрение иска может растянуться "на годы". Георгий Иванин из ИГ "Пиоглобал Эссет Менеджмент" считает возможными объяснениями затягивания процесса сложность расчета компенсаций ОАО РЖД и ТГК-9 или неопределенность судьбы самого "Уралкалия", который может войти в госхолдинг на основе "Норильского никеля" и "Русала".

www.kommersant.ru