ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОИЗВОДСТВА СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА В РОССИИ


Об истории и перспективах производства СПГ рассказывает генеральный директор ЗАО «Криогаз» Александром Алексеевичем Беляевым.


СПГ имеет значительные преимущества перед другими энергоносителями: сжиженным газом можно в короткие сроки обеспечить негазифицированные населенные пункты, куда экономически невыгодно прокладывать газопроводы.

Помимо этого, сжиженный природный газ – самый экологически чистый и безопасный из массово используемых видов топлива, а это открывает широкие перспективы его использования в промышленности, на транспорте и в ЖКХ. Сегодня рассматривается несколько вариантов строительства завода по сжижению природного газа на территории России и терминала для его отгрузки на экспорт, один из которых предполагается реализовать в порту Приморск Ленинградской области. Работы по развитию технологий производства и применения сжиженного природного газа в нашей стране ведутся более 10 лет. Их инициаторами стали ОАО «Газпром» и ООО «Лентрансгаз», создавшие для этой цели компанию «Криогаз». Об истории и перспективах производства СПГ наш корреспондент беседует с генеральным директором ЗАО «Криогаз» Александром Алексеевичем Беляевым.

– Александр Алексеевич, прежде всего расскажите, пожалуйста, о создании Вашего предприятия и тех людях, благодаря которым в нашей стране существует это уникальное производство.

– Компания «ЗАО «Криогаз» была основана в 1993 году в Перми. Когда один из ее основателей Сергей Гаврилович Сердюков перешел на работу в систему «Лентрансгаза», то вместе с Петром Ивановичем Родионовым, тогдашним его директором, и Валерием Емельяновичем Финько, главным конструктором, они организовали производство на территории Ленинградской области. Их в полном смысле слова можно назвать первооткрывателями новой тогда для России технологии малотоннажного производства и использования СПГ. Ведь не секрет, что наши природные богатства и традиционный глобализм советской эпохи приучили и руководителей энергетических отраслей мыслить масштабами тысяч километров трубопроводов и миллиардов кубических метров голубого топлива. Неоценимую помощь в существовании сегодняшнего «Криогаза», в реализации многих проектов и наработок оказывает и нынешнее руководство ООО «Лентрансгаз» во главе с генеральным директором Сергеем Александровичем Фурсенко и его заместителем Георгием Анатольевичем Фокиным. Они постоянно активно, особенно хочу это подчеркнуть, помогают в решениях как экономических, так и технологических проблем, встающих перед нашим коллективом. Ведь все сегодняшнее производство СПГ и предполагаемое в дальнейшем увеличение объемов сконцентрировано на объектах «Лентрансгаза». Масштабы производства СПГ пока скромные, но перспективы исключительно интересные. Сама эта технология чисто российская, уникальная и экономичная. Конечно, производством сжиженного природного газа в мире начали заниматься достаточно давно – еще в 30-е годы XX века в США были построены первые заводы. И в настоящее время, например, во Францию до 60% газа поступает в сжиженном виде, затем на специальных терминалах он регазифицируется, то есть переводится из жидкого в газообразное состояние, и уже по трубопроводам поступает к потребителям. Но наша технология принципиально иная. С одной стороны, она малотоннажная, а с другой – основана на использовании в производстве той энергии, которую «Газпром» уже заложил в свой газ, идущий по магистральным трубопроводам. Компрессорные станции, стоящие через каждые 125 километров трассы, поднимают давление газа в трубопроводах с 35 до 55, а потом и до 75 кг/кв. см. И вот эта работа сжатия, которая уже заложена в газ, используется в производстве. Ведь природный газ идет в городские сети под давлением порядка 6 кг/кв. см, пройдя через газораспределительные станции, где он и освобождается от лишней энергии. Так вот, если взять именно перепад давлений до и после газораспределительной станции, то это как раз та сила, которая позволяет работать установке сжижения. Минимальный перепад давлений по нашей технологии должен быть 33 кг/кв. см. Если все остальные технологии – это создание высокого давления, понижение температуры, то есть энергозатратные процессы, то технология компании «Криогаз» дополнительных затрат энергии не требует. Строительство завода на базе газораспределительной станции позволяет получить дешевый СПГ. Кроме того, следует учесть, что все оборудование, которое мы используем, российского производства. Я считаю, что это и есть реальная поддержка отечественного производителя, и в определенном смысле наша жизненная и политическая позиция. Вместе с нами работают заводы «Криогенмаш» (г. Балашиха), «Уралкриомаш» (г. Нижний Тагил), «Гелиймаш» (Москва), «Сибкриотехника» (г. Омск), мы размещаем заказы на производство теплообменников на Балтийском заводе. Дальнейшее развитие производства СПГ в нашей стране позволит этим предприятиям иметь гарантированные заказы. В 1999 году была создана первая экспериментальная установка по сжижению природного газа на ГРС «Никольская» в Ленинградской области, дающая около 300 килограммов СПГ в час, и параллельно с этим экспериментальным комплексом – еще один опытно-промышленный, на автомобильной газонаполнительной компрессорной станции № 8 (АГНКС) в Петродворце. А чуть позже был сооружен комплекс по сжижению газа на газораспределительной станции в городе Выборге. Сегодня три эти предприятия могут дать порядка 11 000 тонн СПГ в год.

– Что представляет собой сжиженный природный газ и каковы его основные конкурентные преимущества по сравнению с другими энергоносителями?

– СПГ – криогенная жидкость температурой –161 °С, ее нужно хранить и транспортировать в специальных криогенных емкостях. Для перевозки СПГ разработана специальная контейнер-цистерна в 40-футовых габаритах объемом 35 куб. метров СПГ, сертифицированная в Морском регистре РФ. Этот контейнер можно перевозить всеми видами транспорта. В 35 куб. метрах СПГ находится около 18 000 куб. метров обычного газа. Другими словами, процесс сжижения уменьшает объем топлива в 600 раз, при этом удельный вес готового продукта вдвое легче, чем воды. При переводе СПГ в газообразное состояние (газификации) его свойства соответствуют свойствам природного газа из магистрального газопровода (ГОСТу 5542-87). Из одной тонны СПГ получается около 1 400 нм3 природного газа. Сжиженный природный газ, как топливо, имеет еще целый ряд преимуществ. Прежде всего, это метан, который легче воздуха, и в случае аварийного разлива он быстро испаряется, в отличие от тяжелого пропана, накапливающегося в естественных и искусственных углублениях и создающего опасность взрыва. Он не токсичен, не вызывает коррозии металлов. СПГ сегодня дешевле, чем любое нефтяное топливо, в том числе и дизельное, но по калорийности их превосходит. Нужно отметить, что котлы, работающие на природном газе (СПГ), имеют больший КПД – до 94%, не требуют расхода топлива на предварительный его подогрев зимой (как мазутные и пропан-бутановые). Низкая температура кипения гарантирует полное испарение СПГ при самых низких температурах окружающего воздуха. Природный газ сгорает практически полностью и не оставляет копоти, ухудшающей экологию и снижающей КПД, а значит, не требуется периодической чистки камеры сгорания котлов и дымовой трубы котельной. Отводимые дымовые газы не имеют примесей серы и не разрушают металл дымовой трубы. Эксплуатационные затраты на обслуживание газовых котельных также ниже, чем традиционных. Для хранения и перевозки СПГ используются автоцистерны-емкости типа «термос» из высоколегированной нержавеющей стали с двойными стенками и глубокой экранно-вакуумной изоляцией. Для транспортировки СПГ на небольшие расстояния также применяют емкости с изоляцией из пенополеуретана. Испарение СПГ производится за счет тепла атмосферного воздуха в пластинчато-ребристых испарителях, изготовленных из специального дюралевого сплава с высокой теплопроводностью и прочностью. Использование такого оборудования значительно увеличивает срок эксплуатации всей системы хранения и газификации СПГ, гарантирует длительное и качественное снабжение природным газом потребителей как промышленных, так и коммунальных объектов.

– Кто сегодня покупает сжиженный природный газ в Ленинградской области и в каких количествах его производят?

– В прошлом году поставлено более 3000 тонн, но в следующем планируется увеличить эту цифру до 11000 тонн в год. Основными потребителями продукта на сегодняшний день являются Лужские предприятия: молочный комбинат, консервный завод, ООО «Петербургское стекло», на сжиженном газе работают котельные больничного городка и ЖКХ на улице Пислегина. В г. Луге пока нет газа, и мы возим его туда автомобильным транспортом. На месте газ сливается в криогенные емкости, затем проходит через атмосферные испарители и, нагреваясь от окружающей среды, направляется потребителям как обычный природный газ. Хочу отметить, что первым потребителем СПГ была котельная базы хранения нефтепродуктов «Красный Бор» ОАО «Петербургтранснефтепродукт», работающая на нем и сегодня. В этом году был введен горнолыжный курорт «Игора», а там вся энергетика основывается на сжиженном природном газе, который после регазификации обеспечивает работу когенераторов, вырабатывающих тепло и электроэнергию. Объем потребления горнолыжного курорта «Игора» составит около 8000 тонн в год.

– Планируете ли расширяться и есть ли в этом случае потенциальные потребители такого количества СПГ?

– Обязательно. Мы планируем поставить несколько комплексов сжижения природного газа в Кингисеппе, Пскове, Смоленске. И в Ленинградской области есть большой инвестиционный проект – смонтировать завод на старой площадке компрессорной станции «Северная», где вырабатывать порядка 120 тысяч тонн СПГ. В 1996 году Россия стала тринадцатой страной-производителем СПГ. И в то же время с позапрошлого годы мы – двенадцатая страна-экспортер этого продукта, отправившая СПГ в Швецию, Финляндию, Польшу, Германию. Пока это небольшие поставки, которые позволяют выявить и в дальнейшем локализовать все проблемы, связанные с этим процессом. Но сжиженный природный газ – очень хорошее моторное топливо, в том числе и для автомобилей. И расчеты, которые произвели в Ростовском институте железнодорожного транспорта, показали, что использование 110 тысяч тонн СПГ вместо дорогого дизельного топлива на Октябрьской железной дороге позволит экономить $27 млн в год. В мире СПГ давно используется как автомобильное топливо – до 13% машин в США работают на газе, в центр Лондона и других больших европейских городов не въехать «на бензине», не заплатив специальную пошлину, а если ваш двигатель работает на газе – платить не надо. Ведь, по сравнению с бензином, СПГ – экологически чистый продукт. И к тому же экономически выгодный – он дешевле, чем бензин.

– Почему же в нашей стране так медленно идет процесс газификации автотранспорта? Ведь для таких мегаполисов, как Петербург и Москва, экологические проблемы, в том числе и связанные с резким увеличением числа автомобилей, имеют первостепенное значение.

– Во всяком случае, не по нашей вине. Мы работаем с «камазовской» компанией «Нефаз», где сегодня созданы два типа двигателей, работающих на газе. Сейчас их «доводят до ума», и я думаю, что в будущем году в Санкт-Петербурге появятся первые два автобуса, оснащенные такими двигателями, на которые у «Лентрансгаза» заключен договор. Они-то и станут хорошей рекламой экологических и экономических преимуществ газового топлива, дадут возможность практически просчитать все плюсы и минусы «газификации» городского автобусного парка. Прикинуть экономический эффект от такой модернизации несложно. Сегодня цена дизельного топлива составляет около 18 руб./л, а СПГ – 3,2 руб./л. (8 руб./кг). Если предположить, что автобус пробегает в день в среднем 200 километров, а расход топлива по минимуму составляет 50 литров на 100 километров, то перевод на газовое топливо только 300 автобусов, а это менее 1/10 городского автобусного парка, выходящего на маршруты, даст годовую экономию в 170 миллионов рублей! А ведь есть еще, как мы говорили, автомобили, тепловозы и речной транспорт. Кроме того, железнодорожникам, в случае применения в качестве топлива СПГ, можно использовать и его низкую температуру, в частности, в вагонах-рефрижераторах. В этом случае сжиженный газ, прежде чем попасть в цилиндры двигателя, пройдет через специальный теплообменник, забирая тепло. Таким образом, получается кондиционер, не потребляющий дополнительной энергии для своей работы. СПГ позволяет создавать и успешно эксплуатировать тригенерационные устройства, вырабатывающие одновременно тепло, электроэнергию и холод. Не сомневаюсь, что сжиженный природный газ на ближайшее время станет одним из самых перспективных направлений развития транспорта.

– Александр Алексеевич, насколько я знаю, компания «Криогаз» многопрофильная. Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях вашей деятельности, помимо производства и поставки сжиженного природного газа, и планах на будущее?

– Прежде всего, мы инжиниринговая фирма, имеющая большой опыт в разработке технологии производства и использования сжиженного природного газа. Сегодня к нам обращаются коллеги из Томска, Твери, Пскова – просят, чтобы мы помогли наладить производство СПГ. Мы всем готовы помочь в создании аналогичных предприятий. ЗАО «Криогаз» разрабатывает криогенное оборудование, выполняет проектирование, монтаж и обслуживание комплексов по производству и применению сжиженного газа. Кроме того, мы занимаемся проектированием и внедрением систем децентрализованного отопления на базе инфракрасных обогревателей и газовых воздухонагревателей, внедрением систем получения нескольких видов энергии – когенерационных и тригенерационных установок, поставкой оборудования и обслуживанием газовых и энергетических объектов. Отдельным направлением является создание комплексов по газификации жидкого азота, кислорода, аргона. ЗАО «Криогаз» располагает высокопрофессиональными инженерно-техническими, монтажными специалистами и специализированной технической базой, что позволяет качественно выполнять комплекс работ от проектирования до сдачи объекта «под ключ» своими силами. Несколько слов о самом крупном нашем международном проекте. Совместно с иранской фирмой «Бутан» мы выиграли тендер на поставку первого малотоннажного комплекса по производству СПГ, сейчас мы отрабатываем технологию, и если все пойдет удачно, а я в этом не сомневаюсь, мы сможем получить заказ на производство 250 таких установок.

Интервью подготовил И. В. Симонов.