ПОРТОВЫЕ АМБИЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА |
Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург впервые за три года начал падать. Возводимые контейнерные и автомобильные терминалы общей стоимостью более $3 млрд. могут оказаться незагруженными… |
В IV квартале грузооборот снизился на 8%. Итог января — минус 28% по сравнению с январем прошлого года. Один из самых динамичных сегментов — контейнерные грузы — в январе недосчитался 45%. В этом году петербургский порт потеряет примерно 30% контейнеров, прогнозирует председатель совета директоров контейнерного терминала «Моби Дик» Киммо Нордстрем. По оценке гендиректора агентства InfraNews Алексея Безбородова, оборот контейнеров за год снизится на 15%. Снижение грузооборота почувствовали и перевозчики импортных автомобилей. Продажи импортных машин в ноябре — декабре 2008 г. упали на 10-15% по сравнению с теми же месяцами 2007 г., говорит руководитель московского офиса A. T. Kearney Евгений Богданов, в этом году они могут сократиться на 25%, примерно на 600 000-700 000 машин. В последние два года инвесторы заявили проекты увеличения портовых мощностей на общую сумму в $3 млрд (см. таблицу). В 2007 г. началось строительство терминалов примерно на 800 000 машин в год. Областной терминал «Новая гавань», принадлежащий «Российским транспортным линиям» (РТЛ), готов на 80%. Его можно было бы открыть уже летом, но контрактов с импортерами автомобилей нет, поэтому открытие откладывается предположительно до конца года, говорит гендиректор РТЛ Константин Сковорода. Порт Выборгский, также планировавший развивать импорт машин и контейнеров, по словам президента OMG (бывшая группа «Осло марин») Виталия Архангельского, реконструируется как универсальный порт и не отказывается ни от каких грузов. А петербургский автотерминал OMG «Онега», по его словам, полностью загружен машинами, завезенными еще в декабре. Импортеры автомобилей пока не нуждаются в новых терминалах, говорит менеджер одного из крупных иностранных автопроизводителей. Если бы продажи росли по 30% в год, как раньше, мощности терминалов на берегу Финского залива были бы востребованы уже к концу этого года, рассуждает он. Морской порт Санкт-Петербург в конце года собирается ввести первую очередь нового контейнерного терминала на 300 000 TEU в год. Судьба следующих очередей, по словам председателя совета директоров Морского порта Санкт-Петербург Игоря Федорова, будет зависеть от потребностей рынка и решится в конце 2009 г. Реконструкция «Петролеспорта» идет по графику, утверждает менеджер Global Ports, не исключая, что компания может перенести ввод части мощностей на более поздний срок. Компания «Феникс», получившая в прошлом году землю в Бронке под строительство терминала, завершает изыскательские работы и собирается приступить к строительству в этом году, говорит представитель холдинговой компании «Форум», инвестирующей в «Феникс». Останавливать уже запущенные проекты нет смысла, особенно если они находятся в ранних стадиях, считает Федоров. К тому времени, когда они будут построены, спрос, возможно, снова пойдет вверх, добавляет он. Для восстановления объемов рынку понадобится не менее года-двух, полагает Безбородов. За это время мощности петербургских и областных портов вырастут с 2 млн TEU до 3 млн TEU, полностью загрузить их можно будет к 2012-2013 гг., добавляет он. Проекты строительства новых терминалов в Петербурге и Ленобласти возникли на волне роста грузооборота за последние два года, рассказывает вице-президент Национальной контейнерной компании (НКК) Егор Говорухин. НКК не собирается отказываться от открытия первой очереди Балтийского контейнерного терминала в Усть-Луге. По материалам www.vedomosti.ru С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений». |