ПРИОБРЕТЕНИЯ В КРИЗИС: трейдер купил порт


Небольшой нефтетрейдер «Руснефтехим» приобрел нефтепродуктовый порт Витино на Белом море. Стоимость актива оценивается в 40—60 млн долл. Порт Витино занимается перевалкой бензина ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти», а также газового конденсата НОВАТЭКа. 


Нефтетрейдер «Руснефтехим» приобрел нефтепродуктовый порт Витино на Белом море. Центральный офис терминала находится в Санкт-Петербурге, владельцами порта являлись три физических лица. Сумма сделки не сообщается, однако, исходя из возможных объемов перевалки, стоимость актива оценивается в 40—60 млн долл. Порт Витино занимается перевалкой бензина ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти», а также газового конденсата НОВАТЭКа. 

«Теперь наш владелец — «Руснефтехим». Терминал приобретен у частных лиц», — сказал Reuters источник в порту Витино. Собеседник агентства в руководстве одного из наливных терминалов Северо-Западного региона считает, что «Руснефтехим» купил Витино в интересах одного из мировых трейдерских домов, однако представители самого беломорского порта не подтвердили эту информацию. Источник утверждает, что сделка была закрыта в начале февраля. В самом порту вчера информацию о продаже актива не комментировали. Сумма сделки не сообщается.

Порт Витино в 2008 году перевалил 3,7 млн т нефтепродуктов и газового конденсата, а также 0,7 млн т нефти. В 2007 году объем перевалки нефтепродуктов составил 3,9 млн т, перевалка нефти не осуществлялась. За два месяца этого года грузооборот составил 800 тыс. т, на 23% больше, чем в январе—феврале 2008 года. По информации порта, возможности терминалов позволяют перерабатывать до 6 млн т нефтепродуктов. Руководитель агентства Infranews Алексей Безбородов сообщил, что до кризиса подобные терминалы оценивались в 10 долл. за тонну мощности. Таким образом, стоимость порта может составлять 40—60 млн долл.

Подобные оценки приводит и директор по развитию агентства «Портньюс» Надежда Малышева. По ее мнению, инвестиции в строительство терминала составили около 70 млн долл. «Собственники порта построили не только железнодорожную инфраструктуру и основные объекты, но и проложили морской подходной канал, который сам по себе стоил не менее 10 млн долл.», — говорит она. Надежда Малышева отмечает, что Витино является единственным на северо-западе портом, который переваливает бензины.

О покупателе известно немного. По данным консалтинговой компании «Верген Ойл Групп», НК «Руснефтехим» в 2007 году перерабатывала топливо на давальческой основе на Ново-Уфимском НПЗ и имела прямой договор на поставку нефтепродуктов. Кроме того, компания осуществляла хранение нефтепродуктов на нефтебазе в городе Дмитрове (Московская область) и в дальнейшем транспортировала и переваливала их в портах России. Согласно ежемесячному обзору «Нефтетранспорт» ценового агентства Argus Media, «Руснефтехим» специализируется на торговле дизельным топливом и автомобильным бензином, собственниками компании являются два физических лица. Ежемесячно компания продает 250 тыс. т топлива.

Также в обзоре Argus Media говорится, что газовый конденсат через порт Витино экспортируют НОВАТЭК и Южно-Уральская промышленная компания, а моторный бензин и нефть — ряд поставщиков, крупнейшим из которых является Омский НПЗ «Газпром нефти». Алексей Безбородов считает, что порт имеет значение только для ЛУКОЙЛа, который через него экспортирует свои продукты из Республики Коми.

Ведущий специалист «Верген Ойл Групп» Дамир Хальметов полагает, что «Руснефтехиму» как небольшому трейдеру выгодно иметь собственные мощности для вывоза за рубеж нефтепродуктов, экспорт которых вследствие девальвации рубля стал очень привлекательным. Вместе с тем он отмечает, что грузы в порт Витино поступают в основном по железной дороге, тарифы которой выше, чем у трубопроводного транспорта.
По информации порта Витино, доставка грузов в порт возможна и речным транспортом по Беломорско-Балтийскому каналу. Однако сейчас такие поставки невозможны в связи с банкротством компании «Волготанкер», владеющей необходимым для этого флотом.

По материалам www.rbcdaily.ru

С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений».