НОВЫЙ РАСКЛАД «АМТЕЛА»


Amtel-Vredestein просит суд отложить ее платежи по долгам. Теперь интерес к российским активам AV проявили госкорпорация «Ростехнологии» и итальянская Pirelli…


Российско-голландский шинный холдинг Amtel-Vredestein NV (AV, один из крупнейших производителей шин в Европе и ведущий производитель высококачественных шин для легковых автомобилей в России) сегодня сообщил о том, что подает в суд Голландии заявление о приостановке платежей кредиторам на два месяца. «Данная мера является необходимой и неизбежной, принимая во внимание ухудшающуюся ситуацию в компании и растущие потребности в финансировании ее дочерних структур», – говорится в официальном сообщении холдинга. После того как суд примет решение о приостановке платежей, в AV будет назначен временный администратор, а если приостановка платежей перейдет в банкротство – конкурсный управляющий.

Эта процедура, по сообщению компании, не коснется производственных структур холдинга, в том числе голландского завода Vredestein Banden BV (VBBV, Энсхед, Голландия). Это предприятие, как утверждает AV, несмотря на висящие на нем долги размером свыше 200 млн долларов, «благодаря действующим там автономным финансовым процедурам» продолжает функционировать в прежнем режиме. Более того, AV сегодня объявил о том, что нашел на него покупателя из числа «одного из игроков шинного рынка» и получил от него «обязывающее предложение». Сумму продажи VBBV компания также не раскрывает, но сообщает, что «к покупателю перейдут определенные долговые обязательства VBBV в пользу AV и права на интеллектуальную собственность VBBV, в настоящее время зарегистрированные на имя Amtel-Vredestein».

В отношении же российских предприятий холдинга – Кировского («Амтел-Поволжье») и Воронежского («Амтел-Черноземье») шинных заводов – продолжает сохраняться полная неопределенность. На них так и висит холдинговый долг в размере более 500 млн долларов, из-за недостатка оборотных средств заводы работают в крайне нестабильном режиме, а объявление об их продаже Amtel сделал еще осенью прошлого года. До недавнего времени главным претендентом на российские активы AV считался нефтехимический «СИБУР холдинг». За последний год отечественные нефтехимики дважды пытались под крышей СИБУРа объединить шинные заводы AV и «дочки» самого холдинга «СИБУР – Русские шины», создав крупнейший восточноевропейский шинный холдинг. Однако сначала Amtel не смог в установленные сроки провести частное размещение акций, чтобы получить оговоренные в соглашении 100 млн долларов инвестиций, а в середине февраля этого года и сам СИБУР заявил, что выходит из сделки, потому как один из главных кредиторов AV – Сбербанк отказался поддержать идею нефтехимиков о выкупе долгов Amtel-Vredestein облигациями самого нефтехимического холдинга, а также облигациями СИБУР-РШ, конвертируемыми в допэмиссию акции этой шинной компании в 2012 году. Под эту идею СИБУРу удалось договориться с девятью из десяти банков-кредиторов AV, в том числе и теми, которые уже начали требовать от Amtel возврата своих кредитов через суд. Но Сбербанк, которому Amtel должен примерно 75 млн долларов и который мог бы получить 9% СИБУР-РШ и облигации «СИБУР холдинга» на 8,6 млн долларов, проигнорировал эту сделку.

Зато в конце марта 2008 появилась информация о том, что интерес к российским активам AV проявили госкорпорация «Ростехнологии» и итальянская Pirelli. Эти партнеры осенью прошлого года создали в России совместное предприятие (СП), которое было намерено построить под Тольятти новый шинный завод стоимостью 250 млн евро. Однако к строительству этого завода стороны не приступили, и, возможно, так и не приступят – вариант с Amtel для них объективно выглядит более выгодным. Как минимум он быстрее и дешевле. Тем более что основную проблему российско-голландского шинного холдинга – реструктуризацию его долгов – «Ростехнологии» будут решать не деньгами, а за счет своих лоббистских возможностей. При этом и Сбербанк встает в «другую» позицию, нежели при переговорах с СИБУРом. Кроме того, подобная сделка выгодна для Pirelli тем, что убирает из России одного из основных его конкурентов по шинам класса премиум – Amtel-Vredestein и параллельно отодвигает от западных технологий производства шин и другого российского конкурента – нефтехимический холдинг СИБУР. Для отрасли это ничего хорошего не несет, но подобный сценарий развития событий очень даже вероятен. Правда, сам СИБУР, даже отказавшись от сделки по выкупу долгов AV, все равно заявляет, что не оставляет надежды купить его российские активы и по-прежнему прорабатывает различные варианты для этого.

КОММЕНТАРИЙ

 Михаил Фролов, аналитик ИК «Финам»:

- Пока о начале процедуры банкротства Amtel-Vredestein речь не идет. Скорее всего, на время проведения переговоров с покупателем ее голландского завода компания пытается заморозить выполнение обязательств, лежащих на холдинговой структуре. Покупателем этого актива могут быть азиатские производители, заинтересованные в увеличении своего присутствия на европейском рынке, в частности, интерес могут проявлять китайские и корейские компании. Что касательно российских активов группы, то, скорее всего, до банкротства этих предприятий дело также не дойдет. Более вероятно СП с «Ростехнологиями», но если оно не сложится, вероятна реанимация проекта с СИБУРом. Кроме того, стоит учитывать, что российские предприятия могут банкротиться только по российскому законодательству, то есть решение суда Голландии для них большой роли не играет.

По материалам www.expert.ru