БИОПЛАСТИКИ: законодательные инициативы


Международные постановления и законодательные акты влияют на рост и развитие производства биопластиков, особенно в области производства упаковки…


Директива Европейского Союза по упаковке и отходам упаковки (94/62/EC) была дополнена в январе 2004 г. Директивой 2004/12/EC для того, чтобы определить новые задачи по переработке и восстановлению для повторного использования на следующий пятилетний период (2005-2009 гг.). В новой редакции Директивы вводятся задачи, связанные с материалами, упоминаются термины «механическая переработка», «химическая переработка» и «переработка исходных нефтепродуктов», а в приложении дается разъяснение понятия упаковки. Общеевропейской задачей по восстановлению для повторного использования отходов упаковки на период 2005-2009 гг. признается общее восстановление как минимум 60% от веса отходов. К числу видов рециклинга относятся компостирование и способность к химическому или биологическому разложению. Компостирование определяется как «органическая переработка», а компостируемая пластмассовая упаковка, которая перерабатывается для целей компостирования, относится в рамках законодательства к восстанавливаемой упаковке многоразового использования. Европейский стандарт CEN (Comité Européen de Normalisation - Европейский комитет по стандартизации) 13432 является определяющим стандартом для определения способности пластмассовой упаковки подвергаться компостированию.

Некоторые международные постановления
В Германии одобрено дополнение к Директиве по упаковке, которое может открыть рынок для биополимеров за счет их освобождения от выполнения некоторых существующих требований о возврате и восстановлении отходов. Дополнение, принятое верхней палатой немецкого парламента и вступившее в законную силу, дает освобождение до 2012 г.от основных положений Директивы для сертифицированной компостируемой упаковки, изготовленной из поддающихся биологическому разложению полимеров. Такая поправка принята для того, чтобы стимулировать разработку специальных схем восстановления биопластмасс, на основе цикла эксплуатации с обратной связью, таких как сети компостирования. См. рисунок 1. Схематический цикл эксплуатации с обратной связью - IBAW (Interessengemeinschaft Biologisch Abbaubare Werkstoffe eV). Пользователи упаковки из биопластмассы не будут обязаны участвовать в схемах по переработке, таких как DSD (Duales System Deutschland – Двоичная система Германии), но они не освобождаются от своей ответственности за состояние окружающей среды.

Рис. 1. Схематический цикл эксплуатации с обратной связью.

Закон о переработке контейнеров и упаковки Японии был разработан в 1995 г. Согласно этому закону, коммерческие организации несут ответственность за переработку в соответствии с объемом, который они производят или реализуют. К таким организациям относятся:
1) коммерческие организации, которые используют «контейнеры» или «упаковки» для товаров, которые они производят или реализуют;
2) коммерческие организации, которые производят «контейнеры»;
3) коммерческие организации, которые импортируют и продают «контейнеры» или товары в «контейнерах» или «упаковках».
Поскольку у ряда вышеуказанных коммерческих организаций могут возникать трудности с самостоятельной переработкой, был разработан метод, который позволяет этим коммерческим организациям выполнять свои обязательства путем выплаты «сбора за переработку» Японской Ассоциации по переработке контейнеров и упаковки (JCPRA), организации, указанной для этой цели правительством. К числу «контейнеров» относят бутылки, консервные банки, коробки, пакеты и тому подобные емкости, в которые помещают товары, а к числу «оберток» листы или им подобные материалы, в которые заворачивают товары. Согласно Закону о переработке контейнеров и упаковки, контейнеры и обертки определяются как предметы, «которые стали ненужными, после поглощения или извлечения содержимого». Ежегодно в Японии выбрасываются примерно 50 млн. т бытовых отходов. Поскольку около 60% от всего объема этих отходов составляют «выброшенные контейнеры и обертки», важной задачей становится уменьшение объема таких отходов, их переработка и компостирование.
В апреле 2001 г. в Японии вступил в силу Закон «О продвижении экологически безвредных товаров и услуг государством и прочими организациями» (также известный под названием Закон «О продвижении закупок, безвредных для экологии») для того, чтобы стимулировать закупки и приобретение безвредных для окружающей среды продуктов национальным правительством, префектурами, местными органами власти, корпорациями, гражданами и производителями. Безвредными для окружающей среды продуктами называются ингредиенты и компоненты, которые позволяют уменьшить нагрузку на окружающую среду, или же продукты, которые произведены с использованием таких ингредиентов и компонентов, или услуг, при оказании которых используются такие ингредиенты и компоненты. Согласно этому закону различные организации обязаны предпринимать те или иные меры.
1) Национальное правительство
- выбирать настолько, насколько это возможно, «безвредные для окружающей среды» продукты при поставках продукции или услуг.
- способствовать переходу к использованию «безвредных для окружающей среды» продуктов, и для того, чтобы это стало возможным, решать для различных видов продуктов, какие из них являются «безвредными для окружающей среды», и каковы критерии определения такого безвредного статуса.
- организовывать сбор и анализ информацию о «безвредных для окружающей среды» продуктах, выпускаемых производителями, и объявлять об этом через интернет.
2) Региональные органы управления
- перейти, насколько это возможно, на «безвредные для окружающей среды» продукты.
- как можно чаще разрабатывать годовую политику поставок таких продуктов, и определять задачи для их приобретения.
3) Коммерческие организации и физические лица
- при покупке или заимствовании продуктов, или при получении услуг, выбирать насколько это возможно, «безвредные для окружающей среды» продукты.
- производители должны предоставлять как можно больше информации с помощью таких средств, как маркировка о соответствии экологическим требованиям.
- ежегодно определять цели закупок таких продуктов и объявлять о результатах.

Поддержка правительства Соединенных Штатов Америки, которая может способствовать подстегиванию развития производства биопластмасс, включает деятельность по федеральному финансированию работы с биомассой, проводимую Министерством сельского хозяйства США и Министерством энергетики США в рамках Инициативы по биомассе, а также разделу 9 Закона о фермерстве. В 2002 г. в Федеральный Закон о фермерстве (Закон о безопасности сельского хозяйства и капиталовложениях в сельское хозяйство) был включен первый в истории раздел о праве на энергию (раздел 9). Благодаря особому упоминанию возобновляемых видов топлива и электричества раздел о праве на энергию создает предпосылки для развития производства продукции на биологической основе. Этот раздел требует, чтобы каждый орган федеральной власти разрабатывал программу закупок как можно большего числа продуктов на биологической основе в той мере, в какой это будет экономически оправдано. В этом разделе также вводится маркировка знаком "USDA Certified Biobased Product" (Сертифицированный Министерством сельского хозяйства США продукт на биологической основе). В период с 2002 по 2007 гг. каждый год предоставлялось финансирование в миллион долларов для испытания продуктов в рамках присвоения этой марки. Этот способ помогает, в особенности, более мелким компаниям разрабатывать биополимеры и продукцию, производимую на основе биополимеров.
Неправительственные организации предоставляют общественности возможность высказывать свое мнение по вопросам, касающимся государственной политики, и многие из них сыграли большую роль в продвижении «безвредных для окружающей среды» продуктов и технологий. Неправительственные организации часто влияют на политику, как на глобальном, так и на местном уровнях, оказывая давление на правительство по вопросам защиты окружающей среды и другим проблемам. На протяжении последних десяти лет, потребители оказывали поддержку неправительственным организациям, требуя более широкого внедрения «безвредной для окружающей среды» упаковки. По мере того, как растет влияние экологических неправительственных организаций, таких как Greenpeace International, Международное Общество Друзья земли (Friends of the Earth International) и Всемирный Фонд (World Wide Fund), а также по мере того, как развиваются различные средства массовой коммуникации, особенно, интернет, неправительственные организации работают в сотрудничестве с компаниями для формирования политики по продвижению биопластиков.

Дон Росато, http://www.omnexus.com