РЫНКИ В КРИЗИС: шинники ждут пошлин


За восстанавливающийся российский шинный рынок разворачивается борьба отечественных и западных брендов. Российские шинники надеются на повышение импортных пошлин вслед за автомобильными…


Несмотря на рост российского шинного рынка в последние годы, отечественные производители постепенно теряли свои позиции. Но кризис дает им шанс: запросы потребителей переориентируются в более доступный сегмент В, где сильны позиции отечественных брендов. Но первые месяцы года показывают, что и этого недостаточно — импорт восстанавливается быстрее. Сами шинники надеются на повышение импортных пошлин вслед за автомобильными.

За январь—сентябрь 2008 года в России было продано 31,1 млн шин, что лишь немногим меньше, чем за весь 2007 год (35,8 млн штук). Но российским заводам рост рынка существенных дивидендов не приносил: продажи росли в основном за счет премиального сегмента А, плотно оккупированного иностранными производителями. Если в 2007 году доля импорта легковых шин составила 39%, то за девять месяцев 2008 года — уже 48% (14,8 млн штук). Даже в традиционном для российских шинников сегменте В их стали теснить южнокорейские и тайваньские марки.

Провальный четвертый квартал 2008 года изменил ситуацию. По итогам года продажи в сегменте А сократились на 0,9 млн, до 11,75 млн штук. Сегмент В оказался более устойчив и показал прирост на 1,3 млн, до 15,75 млн штук. Доля импорта сократилась до 46%. Из отечественных шинников воспользоваться ситуацией удалось компании «Сибур — Русские шины» («Сибур-РШ»): в денежном выражении доля компании в сегменте В по итогам 2008 года выросла с 19 до 28%, но «Нижнекамскшина» (доля упала с 11 до 8%) и Amtel-Vredestein (доля упала с 44 до 32%) сдали свои позиции.

В январе—феврале 2009 года, по данным Росстата, в России было произведено всего 2,11 млн шин для легковых автомобилей, то есть на 53,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Несмотря на пугающие цифры, производители уже начали оправляться от зимнего шока, ведь в январе этого года уровень производства легковых шин вовсе составил лишь 22,5% от показателей 2008 года. Но опасения вызывает тот факт, что непосредственно продажи импортных шин в России в начале года просели куда меньше, чем отечественных, и восстанавливаются быстрее. В январе 2009 года продажи импортных покрышек составили около 560 тыс. штук (63,13% от уровня января 2008 года), а отечественных — упали почти в 16 раз, до 127 тыс. штук (без учета экспорта, составившего около 200 тыс. штук). И хотя в феврале отечественных шин было продано уже в девять раз больше, чем месяцем ранее (1,13 млн штук, экспорт составил 410 тыс. штук), а импортных — лишь в 2,2 раза (1,21 млн штук), впервые за три последних года месячные продажи российской продукции уступили импорту.

Отечественные шинники говорят, что в нынешних условиях вслед за повышением пошлин на импортные автомобили необходимо увеличить и ввозные ставки на шины с 15—20% до 25—30%. Также шанс им дает то, что отказывающийся от дорогой «имиджевой» продукции потребитель переходит в сегмент В. Кроме того, кризис, по всей видимости, заставит иностранцев повременить с созданием шинных заводов в России с нуля, по крайней мере в течение ближайших нескольких лет. «Эффективной стратегией для них станет создание альянсов с существующими локальными производителями», — считают в «Сибур-РШ». Преимущества местному производству дала и девальвация рубля. Правда, сетуют в «Сибур-РШ», эффект этого незначителен: большая часть импортируемых шин производится в странах, валюты которых девальвировались наравне с российской.

Но само окно возможностей также может оказаться небольшим. В «антикризисном» плане Pirelli на 2009—2011 годы заявлен рост мощностей на новых рынках (с наибольшим спросом и низкими промышленными затратами), в частности в России. Согласно материалам Nokian, производство одной шины в России на 5—10 евро дешевле, чем в Восточной Европе. При этом борьба за ставший более привлекательным сегмент В может развернуться уже в этом сезоне благодаря усилиям «местных» иностранцев. Nokian в 2009 году представляет новинки не только в премиальном сегменте, но и в сегменте В, шины которого (Nordman SUV и Nordman 4) будут более доступны. В Мichelin также намерены адаптировать ценовую политику к нынешним условиям и выводят на российский рынок новую марку — Tigar, относящуюся в классификации компании к более доступным брендам «второй линии».

Сами шинники пока в прогнозах на 2009 год осторожны. По оценкам Мichelin, в целом в 2009 году объем рынка замены шин в России снизится на 5%, а объем рынка первичного монтажа сократится на 15%. «Все будет зависеть от автомобильного рынка, — говоря в «Сибур-РШ». — Если он упадет на 25—50%, то шинный рынок сократится на 10—15%». Восстановление российского шинного рынка может начаться уже в 2010 году, оптимистичны в Nokian.

Российский рынок легковых автомобильных шин, млн штук

 

2007 г.Январь-сентябрь 2008 г.2008 г.Январь 2009 г., тыс. штукФевраль 2009 г., тыс. штук
Импорт (доля рынка)14 (39%)14,8 (48%)17,1 (46%)560 (81,5%)1214 (52%)
Российского производства (доля рынка)21,8 (61%)16,2 (52%)20,3 (54%)127 (18,5)1134 (48%)

Источник: данные Росстата и компаний

По материалам www.rbcdaily.ru