НА МИРОВОМ РЫНКЕ КАУЧУКА: тенденции 2009


Китай, благодаря госсубсидиям для автопрома, увеличил импорт каучука со 180,000 тонн за первые два месяца 2009 года до 190,000 тонн за март. Эксперты считают, что рост цен на каучук скоро прекратится…


Китай увеличил потребление каучука

Китай увеличил импорт каучука со 180,000 тонн за первые два месяца 2009 года до 190,000 тонн за март. К такому росту привело увеличение продаж на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (по информации Китайской ассоциации автопроизводителей CAAM), который вызван государственными субсидиями. Япония, Германия и Франция также планируют выделить средства для автоиндустрии.

Предполагается, что рост спроса на каучук, вызванный продажами большего числа автомобилей, может быть снижен из-за того, что шинные компании переключаются на более дешевые альтернативы на основе нефтепродуктов. «Резиновая смесь шин состоит примерно из 40% синтетического и 60% натурального каучука, - говорит Лоренс Орловски (Lawrence Orlowski), аналитик агентства S&P. – Обычно можно заменить от 5 до 10% материала».

«Шинники могут переключиться на синтетический каучук, если их количество в смеси намного отличается, - комментирует Такаки Сигемото (Takaki Shigemoto), аналитик из бостонской брокерской компании Okachi & Co. – В Индии, где натуральное сырье составляет около 75% от всех закупок, спрос на синтетику запросто может вырасти. В Японии этот показатель равен 60%, так что там это произойти не может».

Согласно данным международной экспертной группы, занимающейся изучением рынка РТИ (International Rubber Study Group), общемировой спрос на каучук может снизиться в этом году на 9% - в два раза больше, чем в прошлом году. Использование сократится как минимум на 6.1% до 2.8 миллионов тонн, и есть возможность, что ситуация еще ухудшится, если рецессия продолжит набирать темпы. Об этом 23 марта заявил Хидде Смит (Hidde Smit), генеральный секретарь IRSG.

«Макроэкономическая ситуация ухудшилась очень быстро, как и положение шинного бизнеса, - заявил Роберт Симмонс (Robert Simmons), глава отдела по исследованиям в области каучука компании LMC International. – Больше всего пострадал рынок грузовых шин, поскольку спрос на транспортные услуги упал очень значительно». 25 марта Американская ассоциация компаний грузового автотранспорта (American Trucking Association) сообщила, что объем грузоперевозок сократился в феврале на 9.5% по сравнению с прошлым годом. На своем веб-сайте главный экономист ассоциации Боб Костелло (Bob Costello) говорит о том, что грузовые компании «столкнулись со сложными условиями» и «признаков улучшения пока не наблюдается».

«В ближайшие месяцы поставки каучука должны вырасти, так как деревья будут выделять больше латекса после короткого сезонного периода, называемого зимней спячкой», - заявил Воратеп Вонгсасутикул (Vorathep Wongsasuthikul), директор Международного консорциума производителей каучука, в который входят Тайланд, Индонезия и Малайзия. Согласно данным Института исследований в области каучука Министерства сельского хозяйства Тайланда, объемы производства каучука в стране выросли во второй половине прошлого года на 13% до 1.62 миллиона тонн по сравнению с 1.44 миллионом тонн в первой половине.

Все три страны, чей суммарный урожай равняется 7 миллионам тонн в год, урезали экспорт каучука на 270,000 тонн в течение 1 квартала. «В мае цены на каучук снизятся, - заявил Прачай Конгвари (Prachai Kongwaree), президент Тайландской ассоциации производителей резиновых перчаток. – И тогда поставок из Тайланда станет больше».

Цены скоро снизятся

Экспертная группа, занимающаяся рынком РТИ (International Rubber Study Group), пришла к выводу, что рост цены на каучук (на 42%) за последние 4 месяца скоро прекратится.

Группа указывает на то, что объемы продаж шинных компаний в 2009 году снизятся на 6.8%, и вызвано это в первую очередь падением продаж автомобилей. При этом в 2008 году на шинную индустрию пришлось порядка 67% всего мирового каучука, что делает этот сегмент крупнейшим для производителей сырья. Крупнейший экспортер каучука, Тайланд, в самое ближайшее время должен повысить объем своих поставок, так как сезонный спад подходит к своему завершению. В то же время цены на натуральный каучук составят порядка 1,530 долларов за тонну, что на 18% больше по сравнению с синтетическими аналогами на основе нефтепродуктов. Представитель Goodyear Кит Прайс (Keith Price) уже заявил, что компания в состоянии заменить до 20% сырья синтетическими аналогами «без ущерба для качества шин». Главная цель здесь – максимально снизить затраты, учитывая, что многие шинники могут также склониться к подобному решению, и тот факт, что поставки в скором времени начнут увеличиваться, можно почти определенно сказать, что цены на натуральный каучук поползут вниз.

Bloomberg цитирует управляющего хеджевыми фондами Майкла Коулмана (Michael Coleman) из Aisling Analytics и Феликса Ео (Felix Yeo), директора по продажам из Maruberi Corporation, и оба эксперта уверены в том, что цена на каучук может упасть на 35%. На вебсайте издания также приводятся слова представителя Bridgestone о том, что снижение закупочной стоимости натурального сырья может принести компании прибыль в размере 766 миллионов евро. «Я полагаю, что цена снизится до 1,000-1,200 долларов за тонну к концу сентября, если положение в экономике не выправится к тому времени, - в частности заявил г-н Ео. – Но главные мировые экономики еще точно не встали на путь восстановления». Г-н Коулман в свою очередь сделал предположение, что цена упадет до отметки 1,000 долларов за тонну, а главной причиной низкого спроса станут низкие продажи автомобилей и то, что люди не спешат менять старые шины.

Источник: colesa.ru