МОЛОЧНЫЕ ПЛЕНКИ: «гибкая» стабильность |
Рынок пищевой полимерной упаковки в условиях экономического кризиса остается неким «островком стабильности». Особенно это касается продукции, рассчитанной на эконом-сегмент. Таковой, в частности, является упаковка для молока – молочные пленки. |
Сектор полимерной упаковки в условиях кризиса остается одним из самых благополучных, так как потребление продуктов питания сокращается значительно медленнее, нежели, например, одежды и товаров длительного пользования. Действительно, большинство опрошенных Newchemistry игроков упаковочного рынка, констатировали сохранение его объемов или же незначительное падение (по сравнению с 2008 г.). Иными словами, «люди не стали меньше есть» - этим и объясняется относительная стабильности. Если же говорить о таком традиционном продукте как молоко, то его доля в потребительской корзине даже увеличилась. То есть, покупатель, будучи ограничен в средствах, отказывается в его пользу от более дорогих продуктов: «пакет молока и батон – мы кризис переживем». Даже при самом сильном спаде экономики, вряд ли сильно упадет спрос на молоко (скорее, возрастет). Потребитель старается экономить, покупая более дешевые продукты. А поскольку затраты на упаковку являются довольно весомой составляющей в их себестоимости, то здесь есть определенная почва для оптимизации предложения производителя. В пищевой промышленности имеет место тенденция перехода к гибкой печатной упаковке от более дорогих материалов. И в условиях кризиса она должна усилиться. «Молочники» все больше стараются работать на сегмент «эконом», констатируя некоторое смещение спроса на региональных рынках в пользу дешевых продуктах. Причем это касается и лидеров российского рынка. Лидеры идут в «эконом» В апреле 2009 молоко в мягкой полиэтиленовой упаковке (в финпаке) начал выпускать «Вимм-билль-данн» (ВБД). Принадлежащий ему новосибирский завод «Сибирское молоко», ранее разливающий продукцию только в тетра-пак, пустил линию розлива под финпак, мощностью 5000 упаковок (объем одной — 0,9 л) в час. По словам менеджера новосибирского офиса ВБД Антона Калтыгина, молоко в финпаке будет стоить на 30-40% дешевле аналога в тетрапаке — менее 20 руб./0,9 л против 26 руб./0,95 л. Таким образом, компания появляется в низкоценовом сегменте рынка Новосибирска, где до сих пор были лишь небольшие производители. Ранее, в «тучные годы», этот шаг не имел смысла, теперь же наблюдается некоторое смещение спроса в сторону дешевых продуктов. За счет молока в финпаке «Сибирское молоко» надеется увеличить продажи пастеризованного молока на 10%. Подобной стратегии придерживаются и другие крупные участники рынка. В частности, смещение спроса в сторону базовых продуктов с конца 2009 г. (молока, сметаны) и увеличение объемов продаж молока в мягкой упаковке подтверждает компания «Юнимилк». По словам пресс-секретаря Юлии Гончаренко, «Юнимилк» давно выпускает молоко в мягкой упаковке под маркой «Село Луговое» и намерен увеличить объем его производства. Жуланский масло-сырный завод (Новосибирская область) с января 2009 производит в сутки 5000 упаковок молока и кефира в мягкой упаковке, в феврале — марте продажи этой продукции (по 16 руб./л) выросли на 10%, к лету завод намерен вдвое увеличить мощность завода, говорит Юлия Гончаренко. |
Где не прижился тетра-пак Популярность у потребителей той или иной молочной упаковки зависит не только от динамики их доходов, но и от региона. Так, например, покупатели Ставропольского молочного комбината (МКС) независимо от кризиса предпочитают молоко в полиэтиленовых пакетах. По словам заместителя генерального директора МКС Людмилы Труфановой, пять лет назад на заводе пытались внедрить картонную упаковку «пюр-пак», с тем, чтобы разнообразить ассортимент. Но закупленную линию в итоге пришлось законсервировать. Потребитель просто отказался покупать молоко в «картоне» (даже когда снизили цену, уравняв ее с продукцией в мягкой упаковке). В результате, чтобы продать разлитое молоко, пришлось на неделю остановить линию по розливу в «полиэтилен»… Кстати, МКС сам обеспечивает себя необходимыми материалами. С 1999 предприятие на отечественном экструдере выпускает полиэтиленовую однослойную пленку (мощность 70 тыс. т/час), обеспечивая не только собственное производство, но и других местных производителей. Кроме молочной пленки МКС изготавливает стаканчики для йогуртов, пакеты-майки и пр. В ближайших планах МКС покупка еще одной экструзионной линии (мощность 200 т/час) для производства многослойных пленок (3-х и 5-ти), которые сегодня приходится закупать на рынке. Эти материалы будут предназначены для линии асептического розлива и упаковки в пакеты стерилизованного молока. Москва считается традиционным крупнейшим рынком для молока в «картоне». Но в последнее время тенденции роста потребления продукта в мягкой упаковке наблюдаются и здесь. Дело в том, что среди потребителей бытует мнение: в картон (тетра-паке) – стерилизованное молоко, а в пакетиках – настоящее живое. Кроме того, сказывается на рынке и экономический кризис: потребитель все чаще выбирает продукт в дешевой упаковке. «Островок стабильности» Таким образом, даже в условиях нестабильности инвестиции в гибкую молочную упаковку (относительно небольшие) вполне могут себя оправдать. Этот рынок в последние годы имел устойчивую тенденцию роста (2008 г. – 5%, всего – 50 ты. т), а кризис и увеличение потребления молочных продуктов могут выступить для него стимулирующими факторами. Недаром на этом «островке стабильности» (гибкая полимерная упаковка) сегодня «ищут спасения» и некоторые представители. Хорошим примером служит опыт предприятия «Ливныпластик», которое будучи нацелено на эконом-сегмент продуктовой упаковки, закупило недорогую азиатскую линию для многоцветной печати. То есть, в условиях кризиса подобные инвестиции могут стать хорошим «антикризисным маневром». С анализом российского рынка молочных пленок Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок молочных пленок в России». |