BASF ВЫДЕРЖИВАЕТ НАТИСК КРИЗИСА |
Группа BASF в I квартале 2009, в условиях сложной экономической ситуации, продемонстрировала отрицательную динамику. Объемы продаж составили 12,2 млрд. евро, что на 23% меньше, чем в I квартале 2008. Это связано, главным образом, с устойчиво низким уровнем спроса. Показатель прибыли от основной деятельности EBIT уменьшился на 58% - до 985 млн. евро… «Поддержкой» для концерна явились решения для сельского хозяйства и торговля природным газом… |
•Высокие показатели денежных поступлений, снижение объемов чистой задолженности BASF представил результаты своей деятельности в I квартале 2009. В условиях исключительно сложной экономической ситуации, показатели деятельности концерна BASF продемонстрировали отрицательную динамику. Так, объемы продаж составили 12,2 млрд. евро (на 23% меньше, чем в 1 квартале 2008 г.), что связано, главным образом, с устойчиво низким уровнем спроса. Показатель прибыли от основной деятельности EBIT (до учета специальных статей) уменьшился на 58% - до 985 млн. евро, как результат значительного снижения в целом ряде подразделений. Концерн BASF оперативно отреагировал на возникшую кризисную ситуацию. Было осуществлено внесение корректив, отражающих падение спроса, а также сокращение товарно-материальных запасов. Объемы движения денежных средств по сравнению с 1 кв. 2008 г. почти удвоились, а сумма чистой задолженности с начала 2009 года снизилась примерно на 1,5 млрд. евро. BASF быстро и неукоснительно осуществляет реализацию программ, направленных на сокращение затрат и повышение эффективности работы. Так, программа под названием "NEXT" нацелена на дальнейший рост производительности и эффективности во всех функциональных и производственных подразделениях. Её цель заключается в уменьшении расходов, ускорении всех операций и улучшении их результативности. Предполагается, что постоянные усилия по сокращению затрат позволят последовательно увеличивать показатели прибыли, и к 2012 г. такой ежегодный прирост может превысить 1 млрд. евро. «В условиях кризиса нам необходимо действовать быстро и решительно. Ещё в четвертом квартале 2008 г. мы одними из первых в отрасли приступили к адаптации наших производственных мощностей, исходя из очень существенного падения спроса, а также поставили задачу сокращения затрат на всех уровнях – с тем, чтобы обеспечить прибыльность и ликвидность в краткосрочной перспективе. Одновременно мы смотрим в завтрашний день, и уже сейчас готовимся во всеоружии встретить грядущий экономический подъём. Наша цель – выйти из нынешнего кризиса, став ещё сильнее и упрочив наши ведущие позиции», - заявил д-р Юрген Хамбрехт, председатель Совета директоров BASF, представляя результаты деятельности концерна за 2008 г. и 1 кв. 2009 г. на ежегодном собрании акционеров BASF SE (г. Манхайм, 30 апреля 2009 года). Очень успешное начало года в сегменте решений для сельского хозяйства В 1 квартале 2009 г. во всех подразделениях сегмента химикатов зафиксировано значительное снижение продаж, что связано с уменьшением объемов и цен. В результате устойчиво низкого уровня спроса на продукцию показатели прибыльности резко упали, однако везде остались положительными. Обострение конкуренции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оказало особенно негативный эффект на величину маржи в подразделении нефтехимии. Объемы производства были откорректированы, исходя из падения спроса, а товарно-материальные запасы сократились. В сегменте пластмасс также было отмечено резкое снижение продаж – главным образом, по причине существенного уменьшения объемов по сравнению с 1 кв. 2008 года. Показатели прибыльности упали, немного опустившись за "нулевую" отметку. Причинами этого стали, в частности, низкие величины маржи и высокая стоимость содержания незадействованных производственных мощностей в подразделении специальных полимеров. Во всех трех подразделениях, входящих в состав сегмента специальных продуктов, объёмы продаж уменьшились. Цены на продукцию оставались стабильными, однако при этом имело место значительное сокращение спроса. Подразделение Care Chemicals (химикаты для потребительской сферы и фармацевтики) улучшило свои показатели благодаря снижению постоянных издержек, однако поступления по сегменту в целом резко снизились в связи с падением объемов продаж. |
Очень низкий спрос со стороны строительных компаний и автопроизводителей, снижение цен на драгоценные металлы – вот основные факторы, обусловившие существенное уменьшение продаж в сегменте функциональных решений. Особенно сильно ухудшились показатели в подразделениях по выпуску катализаторов и покрытий. Что касается объемов продаж в подразделении химикатов для строительной отрасли, то они остались на уровне первого квартала 2008 года. На деятельности данного сегмента негативно сказался резкий спад показателей в автомобилестроительной отрасли. В сегменте решений для сельского хозяйства рост объемов и цен привел к заметному увеличению показателей продаж. Приобретенный в конце 2008 года бизнес Группы Sorex также внёс свой вклад в рост продаж. Кроме того, хороший старт года связан с наступлением очередного посевного периода в Европе и Северной Америке. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы поступлений в данном сегменте значительно увеличились. Это произошло благодаря росту объемов продаж и высоким показателям маржи, а также за счёт благоприятной динамики колебаний курсов валют. В сегменте нефти и газа отмечен небольшой рост продаж. Эффект от резкого удешевления сырой нефти здесь был с избытком перекрыт ростом цен в секторе торговли природным газом. Прибыльность в секторе разведки и добычи существенно снизилась, а в секторе торговли природным газом – заметно выросла по причине высокой маржи. Однако этого оказалось недостаточно для того, чтобы компенсировать общее снижение показателей. Показатели деятельности подразделений, объединенных в группу "Прочие", существенно снизились – в основном за счет уменьшения продаж продуктов на основе стирола. Что касается выпуска удобрений, то здесь негативным фактором стал необычно поздний и короткий сезон их внесения. Кроме того, на показателях неблагоприятно сказались валютные потери от хеджирования прогнозируемых объемов продаж, не распределенные по другим сегментам. Позиция "Специальные статьи" (минус 57 млн. евро) включает, в частности, затраты на реструктуризацию. В первом квартале 2008 года аналогичный показатель составил -51 млн. евро.Показатели доходности продемонстрировали отрицательную динамику по сравнению с первым кварталом прошлого года. Так, величина EBIT снизилась на 60% (до 928 млн. евро), а EBITDA – на 46% (до 1,6 млрд. евро). Финансовые результаты оказались на 80 млн. евро хуже, чем в 1 кв. 2008 года. Основной причиной этого стало снижение (на 52 млн. евро) прибыли от инвестиций, учитываемой суммарно по доле участия. Показатель прибыли до уплаты налогов и долей миноритарных акционеров в 1 квартале 2009 г. снизился на 67% - до 726 млн. евро. Ставка налогообложения составила 37,1% (ниже, чем в первом квартале прошлого года). Значительно уменьшились налоги на прибыль, полученную от добычи сырой нефти; в соответствии с действующим в Германии законодательством о налогообложении прибыли компаний, эти налоги не подлежат компенсации. Чистая прибыль снизилась на 68% - до 375 млн. евро. Показатель прибыли в расчете на одну акцию в 1 квартале 2009 года составил 0,41 евро (для сравнения: в 1 квартале 2008 года – 1,24 евро). Снижение продаж и поступлений по всем регионам В 1 квартале 2009 года продажи по местонахождению компаний в Европе упали на 21%, а доход от операций (EBIT) до учета специальных статей снизился ещё заметнее – на 989 млн. евро, и составил 797 млн. евро. Падение спроса в ключевых отраслях особенно резко отразилось на сегментах химикатов и пластмасс, где было отмечено очень существенное снижение продаж и поступлений. Несмотря на падение цен на нефть, сегмент нефти и газа внёс значительный вклад в общие показатели деятельности. Продажи по местонахождению компаний в Северной Америке снизились на 35% (в долларах США), что соответствует -26% в пересчете на евро. EBIT до учета специальных статей уменьшился на 197 млн. евро – до 71 млн. евро. Снижение показателей затронуло практически все сегменты; только в сегменте решений для сельского хозяйства продажи и поступления заметно выросли. Эта позитивная динамика была связана, главным образом, с увеличением объемов и более высокими величинами маржи в секторе фунгицидов и гербицидов. В Азиатско-Тихоокеанском регионе продажи упали на 42% (в местной валюте), что соответствует -34% в пересчете на евро. Кроме того, здесь отмечено значительное (-171 млн. евро) падение показателя EBIT до учета специальных статей, который составил 53 млн. евро. Выраженная негативная тенденция была зафиксирована почти во всех сегментах; одной из главных её причин стал резкий спад экспортного бизнеса в тех отраслях, где осуществляют свою деятельность заказчики BASF. Исключением является рост показателей в сегменте решений для сельского хозяйства, обусловленный высоким спросом на продукцию данного сегмента в ряде крупных стран (Япония, Китай, Индия). |
Продажи по местонахождению компаний в странах Южной Америки, Африки и Ближнего Востока продемонстрировали отрицательную динамику: -13% в местной валюте (-14% в пересчете на евро). EBIT до учета специальных статей снизился на 12 млн. евро – до 64 млн. евро. В частности, в сегменте функциональных решений одним из главных негативных факторов стало сокращение спроса со стороны автопроизводителей. Вместе с тем, колебания валютных курсов положительным образом сказались на показателях деятельности в сегменте решений для сельского хозяйства. Юрген Хамбрехт пока не видит признаков улучшения ситуации В 2009 году концерн BASF столкнулся с очень большими трудностями. В течение всего первого квартала спрос на химическую продукцию продолжил снижаться, что очень резко и неблагоприятно отразилось на деятельности концерна по всему миру. «В настоящее время нет никаких признаков того, что эта тенденция может измениться. Мы не расцениваем данные о временном увеличении товарных запасов в отдельных регионах и отраслях в качестве предвестников устойчивого подъема», - отметил д-р Хамбрехт. Рост показателей в сегменте решений для сельского хозяйства и в секторе торговли природным газом стал поддержкой для бизнеса BASF в первом квартале 2009 года. Однако можно предположить, что в следующих кварталах этот позитивный эффект пойдёт на убыль. |