АВАРИЯ НА ЮГО-ЗАПАДЕ: техногенный фактор


Согласно обещаниям столичных властей, восстановительные работы на месте пожара на юго-западе Москвы должны быть завершены к вечеру 12 мая 2009. Причиной аварии является техногенный фактор, а «никакие не механические повреждения».


Кадр телеканала Россия

Согласно обещаниям столичных властей, восстановительные работы на месте пожара на юго-западе Москвы должны быть завершены к вечеру 12 мая 2009.

12 мая 2009 дорожные службы приступили к укладке асфальта на Озерной улице на юго-западе Москвы. А накануне телефонная связь появилась во всех пострадавших домах, а также в Солнцеве и Новопеределкине, Домодедове и Внукове. Представители мэрии еще раз заявили о том, что причиной аварии является техногенный фактор, а «никакие не механические повреждения». Об этом сказал первый заместитель мэра Петр Бирюков.

Напомним, мощный взрыв произошел 10 мая около 00.20 мск на газопроводе на Мичуринском проспекте около МКАД. По словам очевидцев, первоначально был слышен сильный звук выходящего газа, похожий на рев взлетающего реактивного самолета, после чего примерно через минуту произошло возгорание разлившегося газа, и только после этого возник горящий факел высотой в 20−этажный дом.

Как стало известно позже, взрыв произошел на 700−миллиметровой трубе газопровода, переходящей затем в трубу диаметром 1000 мм. Пожарные расчеты тушили пламя 15 часов. Пожар признан самым большим в истории послевоенной столицы.

В результате серьезно пострадал Научно-исследовательский физико-химический институт имени Карпова. Было повреждено более 80 частных автомобилей, 12 из них полностью сгорели. Об этом сообщил руководитель пресс-службы Главного управления МЧС по Москве Евгений Бобылев. «В ходе тушения пожара было эвакуировано 129 машин, в то же время 12 автомобилей полностью сгорели и еще 70 повреждены», — сказал он. Телефонная связь и интернет были прерваны. Между тем квартиры жителей всех прилегающих к району аварии жилых домов не отключались от электро-, газо— и водоснабжения.

По факту взрыва и пожара ведется расследование. В мэрии Москвы рассказали, что образцы металла, из которого сделана труба, и пробы грунта взяты на исследования. Эксперты сделают заключение о причинах аварии после тщательного изучения этих образцов. Однако уже в день аварии мэр Москвы Юрий Лужков сказал, что это, по его мнению, техногенная авария. Дело в том, что труба газопровода находилась в земле 30 лет, скорее всего, она корродировала. 

В администрацию столицы уже начали поступать заявления по поводу компенсации ущерба, который понесли из-за взрыва многие автовладельцы. «Все заявления рассматриваются. Каждое будет решаться в рамках действующего закона», — заявили в мэрии. Источник отметил, что лечение пятерых горожан, получивших ожоги, четверо из которых еще находятся в больницах, оплатит правительство Москвы.

КОММЕНТАРИЙ

Петр Бирюков, первый заместитель мэра Москвы:

- Компенсации будут всем пострадавшим либо за счет страховых компаний, либо за счет других средств. Мы обещаем, что никто из москвичей, чье имущество пострадало, не останется без компенсаций.

По материалам www.expert.ru

ДВЕ ВЕРСИИ ВЗРЫВА

от экспертов по промышленной безопасности

Взрыв газопровода, произошедший 10 мая в центре столицы, который некоторые СМИ уже окрестили самой крупной техногенной аварией за последние десять лет, вице-президент группы компаний «Городской центр экспертиз» (ГЦЭ) Андрей Каменский, не считает чем-то особенным.

«Авария получила большой общественный резонанс, но не является чем-то исключительным, - считает Андрей Каменский. – На севере страны, где газопроводы тянутся на тысячи километров, аварии с выбросом газа из-за разрывов трубы не редкость».

Андрей Каменский выдвигает две версии случившегося. Одна из них: к разрыву трубы привела коррозия сварного шва. «Во время сварки металл насыщается углеродом, что делает шов более уязвимым для коррозии, это знают все инженеры, - говорит г-н Каменский. По второй версии, причиной разрыва могло стать движение почв на этом участке. «У всех на слуху провалы почв в Москве. Активная застройка и увеличивающаяся с каждым годом инфраструктура города приводит к вымыванию почв и образованию  пустот, – предполагает  вице-президент группы ГЦЭ. – Но окончательные выводы  можно будет сделать только после тщательного расследования».

По словам, Андрея Каменского, горожанам бояться нечего. «При проектировании газопроводов риски аварий тщательно изучаются и просчитываются. Трубу никогда не проложат под жилым зданием, или местом большого скопления людей».

Группа компаний «Городской центр экспертиз» образована в 1994 году. По рейтингам журнала «Эксперт», с 2002 года входит в список крупнейших аудиторско - консалтинговых групп России. Одно из направлений деятельности – услуги в обеспечении промышленной безопасности и экологии. Среди клиентов ГЦЭ - Газпром, Роснефть, THK-BP, Северсталь, СИБУР, РУСАЛ, Транснефть и многие другие.