ЭПОПЕЯ «АМТЕЛа»: банкротство «Воронежа» |
Amtel-Vredestein инициировал наблюдение воронежских активов, подав в арбитраж соответствующее заявление. Причина – невозможность расплатиться с кредиторами. Региональные власти надеются на финансовое оздоровление в ходе банкротства и ищут потенциальных покупателей завода. |
Шинный холдинг Amtel-Vredestein подал в воронежский арбитраж заявление о признании банкротом ООО «Амтел-Черноземье» и ОАО «Шинный комплекс «Амтел-Черноземье». Такое решение в компании объясняют невозможностью расплатиться с кредиторами, поскольку ее общая долговая нагрузка составляет порядка $800 млн. Облправительство и один из основных кредиторов, Сбербанк, поддерживают решение холдинга, рассчитывая на то, что в ходе банкротства произойдет финансовое оздоровление активов. Одновременно региональные власти ведут переговоры с рядом потенциальных приобретателей завода. Информацию о том, что руководство ОАО «Шинный комплекс „Амтел-Черноземье“» и ООО «Амтел-Черноземье», входящих в холдинг Amtel-Vredestein, обратилось в воронежский арбитраж с инициативой по введению банкротства, подтвердили в самой компании. Временным управляющим первого юрлица предлагается назначить представителя СРО «Стратегия» Андрея Харькова, второго – Александра Ботвиньева, представителя Межрегиональной СРО профессиональных арбитражных управляющих и воронежской антикризисной фирмы «Июль». Почему выбор пал на них, в Amtel не объясняют, но в шинном холдинге уточнили, что вопрос банкротства обсуждался с властями и одним из основных кредиторов – Центрально-Черноземным банком (ЦЧБ) Сбербанка РФ. По данным Федеральной налоговой службы, за шинным комплексом закреплены новые и реконструированные здания под проект «Воронеж-II», которые он сдает в аренду ООО «Амтел-Черноземье», занимающемуся производством. В ОАО невысокая численность сотрудников, его функции заключались в строительстве новых мощностей и сборе арендной платы. В облправительстве ранее действительно высказывали пожелание, чтобы на предприятиях скорее было введено наблюдение, после чего власти смогут взять ситуацию под контроль и заняться подбором нового инвестора. Зампред кабинета Александр Гусев, курирующий промышленность, 22 мая 2009 заявил, что введение процедуры банкротства на обоих юрлицах является для него ожидаемым. «Сейчас для нас важнее, чтобы заработало само предприятие», – подчеркнул господин Гусев, добавив, что рассчитывает на запуск производства уже в июне. Представитель ЦЧБ СБ РФ Александр Слюсарев сообщил: «Мы не будем препятствовать процедуре, так как не видим другого пути восстановления жизнедеятельности завода». Он подчеркнул, что к предложенным в качестве временных управляющих кандидатурам «кредитная организация относится нормально». Известно, что возможный управляющий основными воронежскими площадками Андрей Харьков, проживающий в Волгограде, в прошлом вел конкурсное производство ОАО «Воронежшина». Именно он в 2003 году завершал сделку по продаже завода индийскому бизнесмену Судхиру Гупте, бывшему собственнику Amtel. По словам источников, знакомых с ситуацией, «живых денег» тогда перечислено практически не было, а сделка с господином Гуптой осуществлялась главным образом с использованием взаимозачетных схем, хотя ее стоимость и декларировалась на уровне 350 млн рублей. СРО «Стратегия» (ее членом является Андрей Харьков) было создано при поддержке бывшего руководства области, в частности – экс-руководителя департамента имущественных и земельных отношений Игоря Паринова. Источник в Amtel рассказал, что сейчас ведутся переговоры с потенциальными покупателями воронежских активов холдинга, но «говорить предметно, кто может стать их новым собственником, пока преждевременно, так как процесс в начальной стадии». По словам источника, знакомого с ситуацией, есть договоренность премьеров России и Италии Владимира Путина и Сильвио Берлускони о строительстве итальянским шинным концерном Pirelli предприятия в РФ – возможно, в партнерстве с «Ростехнологиями». Вместе с тем, по его словам, губернатор Алексей Гордеев предлагает российскому правительству не возводить завод с нуля, а завершить реализацию проекта «Воронеж-II». Как уточнил источник, для господина Гордеева оздоровление предприятия – имиджевый, важный проект, поэтому он подключил к нему лучших юристов, каких смог найти. «Единственное предложение, которое позволяло реструктурировать задолженность и обеспечить стабильную работу предприятий Amtel, в частности воронежского, было от СИБУРа. Поскольку нам не удалось договориться со Сбербанком, случилось то, о чем мы предупреждали, – банкротство, которое только усугубит и без того сложное положение», – заявил 22 мая 2009 замгендиректора ОАО «СИБУР – Русские шины» Игорь Караваев. Возможность покупки активов Amtel кем-либо из участников рынка, особенно иностранным инвестором, господин Караваев считаем нереалистичной. Свою точку зрения он аргументировал тем, что воронежский завод является залогом по поручительствам ОАО «Амтел-Фредештайн» и головной конторы Amtel-Vredestein N.V. «Плюс будущий собственник будет нести огромные риски с точки зрения сохранности приобретенного имущества, так как по российскому законодательству сделка подобного рода может быть оспорена одним из кредиторов, даже если она произошли за год до объявления банкротства», – заметил господин Караваев, подчеркнув, что СИБУР входит в состав кредиторов Amtel-Vredestein. Он заявил, что иностранные компании особенно чувствительно относятся к такого рода рискам, так как плохо ориентируются в российском правовом поле, и в целом переговоры, которые они проводят, – «просто плановая разведка», зачастую не приводящая к реальным сделкам. Ведущий эксперт управляющей компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает решение Amtel о банкротстве верным. «Когда процесс инициируется самим должником, репутация компании и ее менеджеров страдает меньше. Кроме того, остается надежда на сохранение всего имущества и возобновление деятельности», – заметил он. По материалам www.kommersant.ru |