На мертвой планете нельзя заниматься бизнесом |
Большинство наблюдателей сходятся во мнении, что общество движется к все большей заботе о природной среде, и что менеджеры должны готовиться к очередной «зеленой волне». Экологические мероприятия — неотъемлемая составляющая стратегий многих ведущих компаний. Johnson &Johnson, Hewlett-Packard, Pitney Bowes, IBM и Colgate-Palmolive — все они включили природоохранные вопросы в бизнес-планирование и деятельность. Это не приносит им большой прибыли, но и в убыток тоже не идет… |
Интервью с представителем компании Patagonia Patagonia, калифорнийская компания – производитель верхней одежды, планирует в течение ближайшей «пятилетки» отказаться от отправки мусора на свалки, сократить потребление энергии из не возобновляемых источников, включить экологические издержки в бухгалтерские и производственные системы учета. В последнее время компания Patagonia направляла на природоохранные мероприятия 10% выручки от реализации (1% от объема продаж). Кому-то эти расходы могут показаться чрезмерными, но, как говорит основатель компании, «каждый раз, когда мы делаем доброе дело, мы зарабатываем больше, чем вкладываем». – К использованию каких новых технологий подталкивает поставщиков пластмасс компания Patagonia, чтобы повысить качество полиэтилентерефталата (ПЭТ), повторно используемого в производстве одежды? – Как Вам уже известно, мы в компании Patagonia стараемся использовать произведенный из вторичного сырья ПЭТ как можно шире. Там, где использовался материал на 100% первичного изготовления, теперь применяем смеси с переработанным полиэстером для некоторых тканей, и постепенно переходим на 100% переработанный полиэстер. Это зависит от того, для чего применяется данный вид одежды, от типа ткани, от толщины пряжи и даже цвета и блеска. Мы все еще придерживаемся высоких стандартов в том, что касается технологических параметров, внешнего вида и тактильных свойств. Поэтому мы предлагаем поставщикам сырья стремиться поставлять нам переработанные волокна с качеством первичных волокон. – Видит ли компания Patagonia какие-либо возможности стимулировать использование биоразлагаемых упаковочных материалов для транспортировки продукции? – В настоящее время компания Patagonia использует для упаковки картон вторичной переработки и полиэтиленовые пакеты. И то, и другое пригодно для повторного использования, и отходы нашей оптовой базы площадью 34 тыс. кв. м практически сводятся к нулю. Все упаковочные материалы увязываются в тюки и продаются на перерабатывающее предприятие. Мы также стремимся, чтобы наши заказчики перерабатывали свои упаковочные материалы. Бывают случаи, когда наши заказчики не имеют доступа к программе рециклинга материалов, тогда желательно использовать упаковочные биоразлагаемые материалы. Нам бы хотелось, чтобы упаковка подвергалась биологическому разложению в основные органические соединения в почве или воде при типичных температурах, поскольку у таких заказчиков вряд ли будет доступ к промышленному компостированию. – Доводилось ли компании Patagonia оценивать или иметь возможность использовать какие-либо биологические продукты на тканевой основе при проектировании своей продукции? – Производство пластмассовых или синтетических материалов из возобновляемых ресурсов вместо нефти – это отличная идея. Пару лет назад компания Patagonia проводила исследование волокон из полилактидной кислоты (ПЛК) для использования в наших тканях. Именно тогда мы обнаружили, что единственным источником крахмала для производства ПЛК является кукуруза из-за зависимости от значительно более крупной отрасли: производства фруктозной патоки в Соединенных Штатах. К сожалению, более 30% (а теперь уже и до 40%) выращиваемой в США кукурузы являются генетически модифицированными. Не имеется данных о том, сколько генетически модифицированной кукурузы и сколько обыкновенной идет на производство ПЛК. Нет никакого способа гарантировать отсутствие генетически модифицированных материалов, поэтому мы решили не использовать это сырье. Компания Patagonia не поддерживает неконтролируемое загрязнение мировых природных ресурсов генетически модифицированными организмами. – Работая в отрасли, которая потенциально является основной зарождающейся сферой применения, заинтересована ли компания Patagonia во внедрении проводящих полимеров для создания износоустойчивых переносных фотовольтаических продуктов на тканевой основе? – Компания Patagonia стремится производить одежду для использования на свежем воздухе, которая была бы функциональна, даже многофункциональна. В то же время, мы стремимся к простоте так, чтобы наши продукты выполняли все свои функции, но не были перегружены элементами, в которых нет необходимости. Поэтому при рассмотрении фотовольтаической технологии (солнечные батареи) мы бы хотели спросить, удовлетворяет ли она функциональную потребность того, кто носит одежду. Если удовлетворяет, то мы рассмотрим, каким образом она сопоставима с другими конкурирующими потребностями потребителя. Сюда включаются основные функции, такие как: защита, тепло, небольшой вес и небольшой объем. И еще: предмет одежды должен быть долговечным. Поэтому в использовании фотовольтаических продуктов для верхней одежды есть потенциал, но мы еще не изучили его полностью. Когда мы это сделаем, нам надо будет оценить воздействие на другие функции одежды, и выбрать наилучший компромисс для удовлетворения потребностей потребителя. – Как компания Patagonia занимается внутренним воплощением руководств по «дизайну для сохранения окружающей среды» и «дизайна для демонтажа» в своей продукции? – С помощью программы компании Patagonia «Нити повторной переработки для одежды» мы принимаем обратно проданную нами одежду после того, как ее износят, и перерабатываем ее в новую одежду. Тип ткани, из которой изготовлен данный предмет одежды, определяет технологию переработки для повторного использования и компанию-партнера, который будет осуществлять переработку. У каждой конкретной технологии переработки есть свои недостатки. Поэтому такие недостатки учитываются еще на этапе проектирования одежды. Сначала мы рассматриваем весь цикл существования одежды и планируем возможности переработки для вторичного использования материалов. По мере того, как развиваются технологии переработки, мы обновляем то, что касается недостатков, в руководствах по дизайну. |
Дон Росато, http://www.omnexus.com |