ПОТОЧНЫЕ СХЕМЫ РОССИЙСКИХ НПЗ


В последние годы существования Министерство нефтеперерабатывающией промышленности Советского Союза основное внимание уделяло строительству новых заводов в Литве, Казахстане, Туркмении


В последние годы существования Министерство нефтеперерабатывающией промышленности Советского Союза основное внимание уделяло строительству новых заводов в Литве, Казахстане, Туркмении.

В связи с этим на территории нынешней России после 1970 г. было построено только 2 НПЗ, и в настоящее время российская нефтяная промышленность располагает в основном заводами с изношенным оборудованием, нуждающимся в большой реконструкции. Из 27 НПЗ, расположенных на территории России, 9 было пущено в эксплуатацию до Второй Мировой войны, ещё 5 заводов построены до 1950 г., ещё 10 заводов – до 1960 г. включительно. Таким образом, более 20  нефтеперерабатывающих заводов из 27 функционируют более 50 лет и требуют обновления.
Карта экономического районирования России

Обозначения на рисунке:

1. Центральный;
2. Центрально-Чернозёмный;
3. Восточно-Сибирский;
4. Дальневосточный;
5. Северный;
6. Северо-Кавказский;
7. Северо-Западный;
8. Поволжский;
9. Уральский;
10. Волго-Вятский;
11. Западно-Сибирский;
12. Калининградский.

Россия разделена на 12 экономических районов (см. рисунок «Карта экономического районирования России»). В 10 из них имеются нефтеперерабатывающие заводы (за исключением Центрально-Чернозёмного и Калининградского экономических районов).

Поточные схемы НПЗ

Российские нефтеперерабатывающие заводы России строились по трем вариантам: по топливному варианту, по масляному варианту и по варианту, связанному с получением сырья для нефтехимического производства. Все варианты нефтеперерабатывающих заводов представлены ниже.

В зависимости от варианта переработки заводы имели различный набор установок. Для всех заводов топливного варианта характерны установки риформинга, каталитического крекинга, гидроочистки дистиллятов. Заводы, работающие по масляному варианту, как правило, имеют установки деасфальтизации гудрона, селективной очистки (раньше фенолом или фурфуролом, в последнее время применяется N-метилпирролидон ввиду относительных нетоксичности и экологичности последнего), депарафинизации, гидро- или адсорбционной очистки.

Заводы работают по одному из трёх вариантов: топливному, топливно-масляному и топливно-нефтехимическому. В случае первого бывают два случая – глубокой и неглубокой переработки нефти. Ниже подробно рассмотрена поточная схема завода, работающего по топливному варианту глубокой переработки нефти.

Схема завода, работающего по топливному варианту глубокой переработки нефти

По поточной схеме глубокой переработки нефти по топливному варианту работают Омский, Павлодарский, Московский, Уфимский (Уфанефтехим), Мажейкский НПЗ и другие.

Среди российских НПЗ по топливному варианту неглубокой переработки нефти), работают Орский, Киришский и другие, конечно, различающиеся по набору установок, но одинаковые по основным направлениям переработки без каталитического крекинга и гидрокрекинга, коксования.

По поточной схеме (масляный вариант) работают Волгоградский, Рязанский, Ферганский НПЗ. Отличием от топливного варианта является то, что отсутствует процесс термического крекинга гудрона, а мазут направляется на маслоблок, где из него в ходе последовательных процессов (в случае дистиллятов: вакуумная перегонка, селективная очистка, депарафинизация, гидроочистка (в случае остатка процессу селективной очистки предшествует деасфальтизация)) получают дистиллятные и остаточные базовые масла, а также парафин и церезин (в ходе их обезмасливания).

Схема завода, работающего по топливно-масляному варианту переработки нефти

По топливно-нефтехимической схеме работают Нижнекамскнефтеоргсинтез, Салаватнефтеоргсинтез, Орскнефтеоргсинтез, Ангарская НХК, Ярославнефтеоргсинтез. Особенностью этого варианта переработки нефти заключается в том, что нет процесса термического крекинга (по сравнению с топливным вариантом), а есть процесс пиролиз. Сырьём для этого процесса являются бензин и дизельное топливо. Получаются непредельные углеводороды: алкены и алкадиены (этилен, пропилен, изобутилен, бутелены, изоамилен, амилен, цеклопентадиен), которые затем подвергаются экстракции и дегидрированию (целевые продукты – дивинил и изопрен), а также ароматические углеводороды (бензол, толуол, этилбензол, ксилолы).

Отметим, что чем глубже переработка нефти, тем больше прибыли получает НПЗ. Это отражено на диаграмме ниже.


Изменение прибыли НПЗ в зависимости от глубины переработки нефти

Примечание:

1 – топливный вариант, неглубокая переработка нефти, выход бензина 15 % (отбензинивание нефти);
2 - топливный вариант, неглубокая переработка нефти, выход моторных топлив 45 %;
3 – топливно-масляный вариант, выход моторных топлив 50 %;
4 – топливный вариант, глубокая переработка, выход моторных топлив 75 %;
5 – топливно-нефтехимический вариант, выход моторных топлив 55 %, 300 тыс. тонн этилена в год;
6 - топливно-нефтехимический вариант, выход моторных топлив 55 %, 750 тыс. тонн этилена в год.

Раньше продукты органического синтеза получали из сырья растительного и животного происхождения. Эти продукты широко используются для увеличения октанового числа автомобильных бензинов. При этом наблюдается экономия за счёт снижения удельного веса двигателя, повышения его мощности, снижения расхода бензина и масла. Повышения октанового числа можно достичь следующими процессами вторичной переработки нефти: полимеризацией непредельных углеводородов с числом атомов углерода 3 (образуется так называемый полимербензин), алкилирования (4 атома углерода), изомеризация (5 и 6).

С текущей ситуацией и прогнозом развития нефтеперерабатывающей промышленности в России можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Нефтепереработка в России: анализ текущего состояния и прогноз развития».

www.newchemistrey.ru