ТРЕБОВАНИЯ К ХРАНЕНИЮ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫХ МАТЕРИАЛОВ


Представляем часть «Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», обозначающую требования к хранению противогололедных материалов.


5.1. Хранение противогололедных материалов осуществляют на механизированных базах и складах. Их расположение, количество и вместимость определяют в зависимости от объема выполняемых работ по борьбе с зимней скользкостью, площади обрабатываемых дорог, размещения производственных баз, видов применяемых ПГМ, типа и марки распределителей и других факторов.

5.2. Химические твердые ПГМ хранят в крытых складских помещениях вместимостью не менее 80% сезонной потребности материалов для намеченного участка дороги. Внутрискладские габариты должны позволять свободную работу дорожной техники и технологического транспорта (автосамосвалы). Металлические, бетонные и кирпичные стены внутри склада должны быть защищены от коррозии и механического повреждения.
В исключительных случаях допускается хранение химических и комбинированных ПГМ, отгружаемых и транспортируемых навалом (без тары), в штабелях, буртах или конусах на открытых специальных площадках. В этом случае бурты (конуса) закрывают водонепроницаемым материалом (полиэтиленовая пленка, брезент и т.п.).

5.3. Для приготовления и хранения комбинированных ПГМ (ПСС) устраивают открытые обвалованные по периметру площадки с асфальтобетонным покрытием и дренажной системой. Обваловку устраивают из песчаного асфальтобетона трапециевидного сечения (рис.5.1.).


"Рисунок 5.1. Обваловка открытой площадки для хранения сыпучих бестарных химических и комбинированных ПГМ"

На въезде-выезде обваловка устраивается высотой 15 - 20 см пологого серповидного профиля (рис.5.2).

"Рисунок 5.2. Конструкция въезда на открытую площадку"

Размеры площадок назначают из расчета размещения на них 100% сезонной потребности фрикционных или комбинированных ПГМ для данного участка дороги, при этом могут создаваться два штабеля (конуса) с разным соотношением песка и соли. Для предотвращения засоления окружающей природной среды в обязательном порядке устраивают дренажную систему с приемными колодцами и испарительным бассейном. Вертикальная планировка площадок должна обеспечивать сток дождевых и талых вод к испарительным бассейнам или приемным колодцам.

Площадка для приготовления и хранения ПСС должна быть огорожена, иметь въездные ворота и наружное освещение.

5.4. Для приготовления комбинированных ПГМ используют специальные стационарные установки периодического или непрерывного действия, в состав которых входят бункера для подачи компонентов, дозирующие и перемешивающие устройства и система ленточных транспортеров. Приготовленная на таких установках ПСС отличается высоким качеством перемешивания и точностью дозирования.

При отсутствии таких установок перемешивание фрикционных материалов с солями можно осуществлять с использованием многоковшовых илиленточных погрузчиков с лапными или шнековыми рабочими органами. В исключительных случаях, при небольших объемах использования комбинированных ПГМ, допускается их приготовление с помощью автогрейдеров с последующим окучиванием бульдозером или фронтальным погрузчиком.

Заготовку ПСС на открытых площадках целесообразно проводить в августе-октябре месяцах, выбирая для этого сухие дни без осадков.

5.5. Погрузку ПСС и химических ПГМ из штабелей, буртов или конусов в машины-распределители выполняют одноковшовыми фронтальными погрузчиками или бульдозерами через загрузочные бункера и эстакады. Используют также сооружения галерейного типа, у которых запас ПСС (конус) заранее создается бульдозером на 3 - 4 дня работы, а загрузку находящегося в галерее распределителя осуществляют открытием вручную шиберных (сегментных) заслонок. Применение сооружений галерейного типа не требует ежедневного наличия бульдозера.

Галереи целесообразно устраивать на дальних концах обслуживаемого участка, используя для этих целей рельеф местности, выработанные карьеры с глубоким заложением грунтовых вод.

Погрузку химических ПГМ со склада производят одноковшовыми фронтальными погрузчиками, а также лаповыми или фрезерно-роторными снегопогрузчиками ТМ-3А, КО-206А, СнП-17, КО-207, СНФ-200.

Химические ПГМ, отпускаемые в мелкой таре (20 - 40 кг) или крупной (500 - 1000 кг типа "Бик-Бэк") хранятся в штабелях на крытых складах и перегружаются крановым оборудованием со специальными строповочными захватами.

По окончании работ механизмы, принимавшие участие в погрузке химических и комбинированных ПГМ, должны быть тщательно вымыты.

5.6. Для хранения жидких ПГМ или природных рассолов используют металлические емкости, емкости из стекловолокна и наземные открытые или закрытые хранилища с грунтовым, песчаным, пескоцементным или бетонным основанием и с устройством в качестве покрытия мембраны из высокопрочного и эластичного полиэтилена толщиной 0,68 - 2,25 мк. Вместимость складов жидких ПГМ должна обеспечивать размещение 60% сезонной потребности, так как остальные 40% могут равномерно пополняться в зимний период. При использовании местных природных рассолов в качестве местных ПГМ, вместимость складов может быть принята объемом пяти-семидневного расхода этих материалов.

В зависимости от грунтов и гидрогеологических условий хранилища природных рассолов могут быть трех типов: заглубленные, полузаглубленные и незаглубленные (рис.5.3).

Указанные хранилища, как правило, устраивают крытыми для отсутствия попадания дождя и снега. С целью улучшения условий эксплуатации крыша таких хранилищ может быть выполнена подвижной (рис.5.4).


5.7. Твердые химические ПГМ (ХКФ, Биомаг, НКММ и др.) обладают способностью интенсивно впитывать влагу. Нельзя допускать, чтобы закладываемая на хранение тара с этими материалами была порвана. При получении материалов от предприятий-поставщиков каждая партия должна быть тщательно осмотрена. Из рваных мешков и контейнеров противогололедные материалы должны быть израсходованы в первую очередь или пересыпаны в плотно закрывающуюся тару, или использованы для приготовления растворов.

5.8. На хранение в штабеля, бурты и конуса должны закладываться неслеживаемые ПГМ (технический хлористый натрий), поступающие с заводов-изготовителей. При необходимости приготовления неслеживаемых смесей в условиях дорожного предприятия в технический хлористый натрий добавляют 8 - 12% твердого хлористого кальция. Добавка хлористого кальция к хлористому натрию позволяет получить неслеживаемую смесь с повышенной плавящей способностью и пониженной температурой кристаллизации.

Технология приготовления неслеживающихся смесей (NaCl + CaCl2) аналогична приготовлению комбинированных ПГМ (см. п.5.4).

5.9. Растворы солей готовят в специальных смесительных установках. В процессе приготовления раствора обеспечивают постоянный контроль концентрации соли с помощью ареометра. Готовые растворы доставляют в промежуточные склады дорожных подразделений для хранения, приготовления смоченных солей или непосредственно на объекты (участки) для борьбы с зимней скользкостью.

www.newchemistry.ru