ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА АСФАЛЬТОБЕТОНА |
Какие возможны пути повышения качества исходных материалов (битума, щебня) для получения высококачественных асфальтобетонных смесей? |
Денис Юрьевич Данилов, – Щебень является одним из основных материалов при приготовлении сме¬си. От его качества зависят такие по-требительские свойства покрытия, как ровность, коэффициент сцепления, прочность, долговечность. Чтобы повысить качество такого исходного ма¬териала, как щебень, есть только один путь – открытие новых карьеров, ка¬чеством производимого материала ори¬ентированных на производство щебня для асфальтовых производств (серых гранитов и габбро-диабазов). Сейчас в Северо-Западном регионе существует определенный дефицит карьеров, спо¬собных удовлетворять потребности асфальтопроизводителей. Не весь щебень, производимый в карьерах, применим при производстве асфальта – он должен обладать определенными характеристи¬ками (марка по прочности, сцепление с битумом, необходимый процент кубовидного щебня после дробления и т.д.), т.е. уровень требований к щебню значительно выше, чем для щебня, используемого в общестроительных работах (например, для подготовки оснований дорог, производства бетона). В последнее время в нашем регионе открывается много карьеров, но качественно скорее ориентированных на рынок общестроительных работ. Зачастую приходится сталкиваться с тем, что в ходе геологоразведочных работ неверно определяется качественный состав породы. И ошибки эти обнаруживаются только тог¬да, когда процесс разработки карьеров необратим и вместо щебня предполагаемого качества добывается порода с характеристиками, не пригодными для производства асфальта. Поэтому первоочередная задача – открытие новых карьеров, ориентированных на произ¬водителей асфальта и их качественные стандарты. Однако самая важная составляющая асфальта, конечно же, битум, надлежащее качество которого сегодня не обеспечивает никто из российских производителей этого материала. Высокое качество европейского битума позволяет применять в дорожном строительстве практически любые виды щебня. В России производство битума сосредоточено на крупных НПЗ, где битум является остаточной частью производства нефтепродуктов и качество этого материала находится на низком уровне. Эта систе¬ма, созданная в Советском Союзе, действует и по сей день. В большинстве европейских стран, на¬пример в Швеции, созданы и построены предприятия, которые специализиру¬ются только на выпуске битума. В этом случае производители готовы выпускать битум любого качества и объема, в зави¬симости от требований заказчика. Мы же можем получать только то, что предлагают НПЗ, да и, то не всегда (многие заводы летом становятся на профилактику, и мы вынуждены получать битум из других регионов). До 1998 г. многие АБЗ покупали битум в Европе, но сегодня, с учетом погрузки, транспортировки, усложнения механизма прохождения границы и повышения таможенных пошлин, европейский битум фактически перестал пользоваться спросом в России. Напротив, российский битум экспортируется для дальнейшей переработки, что значительно обостряет проблему, поскольку спрос на этот нефтепродукт (даже низкокачественный) и без того опережает предложение. Представляется, что сегодня единственный путь повысить качество битума в России – применять модифицированный битум (полимерами, адгезионными добавками). К примеру, полимерно-битумное вяжущее можно получать на специальных установках путем введе¬ния в битум полимера или путем добавления определенных видов полимера в смесительную камеру при производстве асфальта. Мы используем технологию внедрения полимера в асфальтосмеси¬тельную установку при производстве асфальта. Однако стоимость асфальта с использованием битума, модифици¬рованного полимером, увеличивается в среднем на 30-40%, а это, как правило, не находит соответствующего отражения в проектах и сметной документации заказчика, который не готов идти на значительное увеличение стоимости работ. Тамара Степановна Широкова, – Щебень, минеральный порошок и пес¬ки, производимые в нашем регионе, как правило, находятся на высоком уровне качества. Поэтому мы в несколько привилегированном положении по сравеннию с другими регионами России, так как применяем высокопрочные горные породы и высококачественный минеральный порошок. С битумом – хуже. Если ухтинский битум по статистике прошлых лет отвечал требованиям, предъявляемым к вяжущим для верхних слоев асфальтобетонного покрытия, то в 2008 г. имеют место поставки битума, не отвечающего требованиям Санкт-Петербурга по параметрам вязкости. Битум производства НПО «Киришинефтеоргсинтез» мы уже давно не применяем для устройства верхних слоев дорожных покрытий, как не отвечающий требованиям к асфальтобетонам для улиц с интенсивным движением транспорта. Вследствие нестабильного качества битума и увеличения доли легкового транспорта колейность на наших дорогах проявляется все ощутимее. Износ покрытия вырос и составляет 10-15 мм в год при интенсивности легкового движения свыше 10 тыс. автомобилей в сутки на одну полосу движения. Единственный способ повышения долговечности покрытия – регулирование свойств вяжущего путем модификации различными добавками и применение современных видов асфальтобетона (в частности – щебеночно-мастичного). Марина Алексеевна Веселова, главный технолог ЗАО «Беатон»: – Пути повышения качества исходных материалов могут быть двух видов: 1. Повышение качества исходных мате¬риалов производителями этих материалов, что требует повышенного контроля со стороны лабораторий производите¬лей и контролирующих органов, а также возможности пересмотра нормативной документации на данную продукцию. В настоящее время второй путь решения более приемлемый. Ввод добавок (по необходимости), дробление на нужные фракции приводит, как показывает практика, к повышению качества. Михаил Иванович Царалунга, генеральный директор ЗАО «АБЗ «Магистраль»: – Необходимость повышения качества инертных материалов и снижения их стоимости заставляет крупные асфальтобетонные производства обзаводиться собственными карьерами с современным дробильно-сортировочным оборудованием. Остальные предприятия вынуждены на производстве использовать относительно небольшие дробильно-сортировочные установки для получения кубовидного щебня узких фракций. Владимир Николаевич Петровский, директор ЗАО«РосАсфальт»: – Для получения высококачественных асфальтобетонных смесей желательно использовать щебень основных пород, например, таких как габбро-диабазы. В случае использования щебня, полученного путем дробления каменных материалов кислых пород, таких как граниты, целесообразно использовать адгезионные добавки. Для повышения качества дорожного битума применяется модификация последнего полимерами. Что на сегодняшний день выгоднее для производителей асфальтобетона: поку¬пать щебень нужных фракций или дро¬бить его на собственном оборудовании? М.А. Веселова: Т.С. Широкова: – Выгоднее дробить щебень на собственном оборудовании, поскольку его свежая дробленая поверхность более активна и имеет лучшую адгезию с битумом. Поэтому мы придерживаемся мнения, что дробить щебень лучше непосредственно перед приготовлением асфальтобетона.
|
Д.Ю. Данилов: М.Царалунга: Н. Петровский: Какие новые виды асфальтобетона применяются сегодня в дорожном строительстве? – В основном используются ЩМА и литой асфальтобетон. М.Н. Петровский: Литой асфальтобетон находит широкое применение в нашем городе. В зависимости от типов используется в верхних слоях дорожного покрытия на городских и внегородских автомагистралях высоких категорий, на мостах (обладает эластичностью, гидроизоляционными свойствами, не требует укатки), тротуарах, для ямочного ремонта. Укладывается специальным укладчиком или вручную без уплотнения. При рабочей температуре представляет собой вязкотекучую массу, способную формироваться в высокоплотный монолит под влиянием гравитации. Транспортируют его в термосе-миксере. Технологические особенности литых асфальтобетонов обуславливают ряд преимуществ последних перед традиционными. К таким преимуществам относятся: высокая степень уплотнения и монолитности слоев, снижение затрат на устройство покрытия (из-за отсутствия необходимости в предварительной подгрунтовке поверхности нижнего слоя и уплотнения), воздухо- и водонепрони-цаемость покрытия, высокие потребительские свойства покрытия (ровность и шероховатость) при неблагоприятных погодных условиях, снижение вероятности образования колеи в процессе эксплуатации. Д.Ю. Данилов: Т.С. Широкова:
|
Что показывает опыт применения адге¬зионных добавок на российском рынке? Есть ли принципиальная разница между импортными добавками и отечествен¬ным продуктом? М.Н. Петровский: Реально на АБЗ России используется около десятка адгезионных добавок. Из отечественных можно перечислить та¬кие, как АМДОР-9, ДОРОС АП, БП-КСП, БП-3М, Азол1001, а также ряд импортных продуктов. Добавки различаются по цене, по количеству, в котором их надо вводить для достижения необходимого эффекта, технологичностью, термической стойкостью, стабильностью свойств от партии к партии. Немало¬важным критерием для выбора адгези¬онной присадки является также наличие или отсутствие специфического запаха, присущего некоторым адгезионным добавкам, что обуславливает возможность их применения в составе горячих асфальтобетонных смесей, предназначенных для устройства дорожных покрытий, в том числе и в населенных пунктах. Д.Ю. Данилов: Анатолий Васильевич Болдырев, генеральный директор ЗАО «АМДОР»: В настоящее время на российском до¬рожном рынке предлагается большой ассортимент адгезионных добавок как отечественного, так и зарубежного производства. Все они в большей или меньшей степени различаются по своим технологическим свойствам и эксплуа¬тационным характеристикам. Наилучшими адгезионными свойствами обладают катионоактивные ПАВ на основе имидазолинов, аминоамидов и аминов. К ним относятся ряд отече-ственных и импортных продуктов, таких как АМДОР-9, Дорос-АП, БП-ЗМ, Wetfix. Различие в свойствах и эксплуатаци¬онных характеристиках этих добавок обусловлено используемым сырьем и технологией производства. При срав¬нительной оценке адгезионных добавок для получения объективных достовер¬ных результатов необходимо проводить испытания на одном виде битума и одинаковом минеральном материа¬ле. Наилучшие по своим эксплуатаци¬онным характеристикам адгезионные добавки обеспечивают сцепление по ГОСТ 11508-74 на уровне образцов 1-2 при концентрации добавки в битуме 0,2-0,4%. Таковыми являются АМДОР-9, WetfixВЕ.
|
Чрезвычайно важным фактором, оп¬ределяющим эффективность адгезион¬ных добавок, является равномерность распределения добавки в массе биту¬ма, что может обеспечиваться только при интенсивном перемешивании. Эта цель достигается при использовании для введения добавки в битум и эффек¬тивного смешения установки компа¬нии «ДАВИАЛ» (Москва). Дискретный способ подачи битума с присадкой в асфальтобетонный смеситель с помо¬щью этой установки обеспечивает так¬же минимальное время термического воздействия на адгезионную добавку и, соответственно, сохранения ее ад¬гезионной способности. Это позволяет фактически снять вопрос о термоста-бильности добавки. Основным критерием оценки адгези¬онных добавок сегодня является расход на 1 тонну битума и цена, которая при этом часто является определяющим по¬казателем. Более правильно оценивать адгезионные добавки по обобщенно¬му показателю – удельным затратам на 1 тонну битума, выраженному в рублях. Это позволит специалистам-дорожникам ориентироваться при выборе адгезион¬ной добавки не на цену, а на обобщен¬ный экономический показатель. Т.С. Широкова: М.И. Царалунга: М.А. Веселова: Какие существуют перспективы применения на российском рынке асфальтобетона на полимерном вяжущем? Т.С. Широкова:
|
Д.Ю. Данилов: В.Н. Петровский: Одним из способов повышения устойчивости асфальтобетона к действию тяжелых транспортных нагрузок и экстремальных температур является модифицирование битумов, т.е. изменение свойств битумов путем введения специальных добавок. Наиболее широкое применение в дорожном строительстве получили в этой связи полимербитумные вяжущие (ПБВ) с использованием трехблочного сополимера типа стирол-бутадиенстирол (СБС) в количестве 6-6,5% от массы битума. Различная физико-химическая природа струк¬турных блоков сополимера приводит к образованию самоорганизующейся трехмерной полимерной сетки в объеме ПБВ вследствие физической сшивки макромолекул полимера. За счет этого битумное вяжущее приобретает свойства, присущие эластомерам, что приводит к большей упругой деформативности, снижению хрупкости при низких температурах и одновременно к повышению сдвигоустойчивости покрытия при высоких температурах эксплуатации. М.А. Веселова: М.И. Царалунга: C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка нефтяных битумов можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок нефтяных битумов в России». |