МИРОВОЙ КАЛИЙНЫЙ РЫНОК: скидки отменяются


Китаю становится все трудней получать те коммерческие преимущества, которые он привык иметь, будучи крупнейшим потребителем в мире. В июне 2009 Китаю пришлось согласиться заплатить за приобретаемый калий в два раза больше, чем он платил в 2008 году.


Объемы и темпы роста спроса со стороны Китая до сих пор оказывают влияние на мировые цены на те или иные товары. Однако в этом месяце Китаю пришлось согласиться заплатить за приобретаемый поташ (углекислый калий) в два раза больше, чем он платил в прошлом году. Из-за непрекращающегося роста спроса на продовольствие китайским переговорщикам становится все трудней получать те коммерческие преимущества, которые они привыкли иметь, будучи крупнейшим потребителем в мире.

В прошлом (2008) году китайские покупатели калия не получили свою обычную скидку, то есть китайские импортеры не смогли приобрести удобрение за меньшую цену, чем платят покупатели из Азии, Латинской Америки и Европы. Раньше благодаря большим объемам заказов они такую скидку имели.

Недавно китайцы согласились выплачивать надбавки за поставляемый им товар, при этом они все равно будут получать меньше, чем просили.

Китайские покупатели также столкнутся с уменьшением сроков действия договоров, что лишит их еще одного коммерческого преимущества, которое они имели на рынке калия - речь идет о годовых контрактах, в которых цены фиксировались от одного весеннего соглашения до следующего.

В заявлении, обнародованном 17 апреля 2009, было сказано, что китайские импортеры поташа согласились платить около 650 долларов США за тонну калия, поставляемого из России по морю. Это больше, чем средняя цена, о которой всего несколько недель назад договорились индийцы (625 долларов). И это на 400 долларов больше, чем цена, зафиксированная год назад в истекающем в скором времени контракте. Срок действия нового соглашения составляет всего восемь месяцев. Объем поставок на этот период составит всего один миллион тонн, то есть половину от того объема, который был зафиксирован в контракте, заключенном в 2007 году сроком на один год.

В конце июня 2009 в Москве на встрече с экспертами, занимающимися вопросами производства и поставок удобрений, Олег Петров, заместитель директора "Белорусской калийной компании", являющейся ведущим мировым продавцом поташа, предупредил, что его компания готовится к переходу на заключение краткосрочных контрактов, предусматривающих поставки не более чем на шестимесячный срок. Это, как завили представители компании, поможет оказать дополнительное давление на китайских партнеров на предстоящих вскоре переговорах.

Поташ в прошлом получали, сжигая древесину и извлекая затем из золы калий. В старые времена его использовали в производстве стекла и мыла, а также в качестве удобрения. В наши дни главной сферой использования поташа являются удобрения, так как он представляет собой одно из главных питательных веществ для растений.

В настоящее время деревья не жгут, большая часть этого промышленного минерала добывается в шахтах. Крупнейшие запасы поташа сосредоточены в трех странах: в Канаде, обладающей, по данным Геологической службы США, примерно половиной мировых запасов этого вещества, в России, обладающей примерно четвертью мировых запасов, и в Белоруссии, запасы которой составляют 9 процентов от мировых. В общем на долю этих стран приходится 85 процентов мировых запасов поташа.

По объемам производства две взаимосвязанные российские компании, "Уралкалий" и "Сильвинит", лишь немного отстают от компании "Беларуськалий", которая, в свою очередь, идет сразу следом за канадской Potash Corporation и другим североамериканским производителем Mosaic. В мире количество шахт, где добывается поташ, превышает число шахт, где добывается золото, серебро, алмазы, никель, медь и бокситы.

Сегодня на рынке цены на калий растут быстрее цен на золото, что сказывается на стоимости риса, кукурузы и других продовольственных товаров. Особенно это заметно в Азии. На этой неделе стоимость кукурузы в США достигла рекордного уровня в 6,43 доллара за бушель, рис стоит 22,17 доллара за центнер, и цены продолжают расти. Накопление запасов, народные волнения, запреты на экспорт и контроль над ценами - все эти процессы являются реакцией на рост цен на продовольствие, распространяющейся по Азии и Африке.

Мировая торговля калием сильно сконцентрировала, на этом рынке ведущее положение занимают два синдиката: базирующийся в Сингапуре Canpotex, продающий продукцию трех главных североамериканских производителей (Potash Corporation, Mosaic и Agrium), и расположенная в Минске "Белорусская калийная компания", являющаяся совместным предприятием, в состав которой входят "Уралкалий" и "Беларуськалий".

По мере того, как с увеличением численности населения растет спрос на продовольствие, а количество доступной для сельского хозяйства земли снижается, фермеры используют все больше минеральных удобрений в целях увеличения урожаев. Самыми большими потребителям поташа являются самые голодные - Китай и Индия. За ними следует Бразилия. Природа не подарила этим странам запасов поташа, достаточных для удовлетворениях их нужд. И в условиях, когда мировую торговлю контролируют всего два синдиката, а большая часть продукции поступает от всего трех производителей, из-за значительного увеличения мировых потребностей в продовольствии спрос на поташ растет гораздо быстрее, чем возможности производителей обеспечивать этот спрос.

В результате цены на этот товар, устанавливаемые "Белорусской калийной компанией", являющейся на мировом рынке компенсирующим производителем, оказывают влияние на стоимость акций добывающих компаний, поставляющих на рынок это удобрение.

Генеральный директор "Уралкалия" Владислав Баумгертнер сообщил на конференции производителей, прошедшей в начале прошлого месяца в Канаде, что, по его мнению, цены на поташ могут превысить 800 долларов (за тонну хлорида калия с учетом перевозки и страхования) в четвертом квартале этого года.

Во время его выступления демонстрировалась таблица, показывающая изменения цены поташа, происходившие с первого января. Около 40 процентов производимого "Уралкалием" поташа продается "Белорусской калийной компанией" по договорам, заключающимся на 12 месяцев и пересматриваемых раз в год, обычно весной. Сначала проводятся переговоры с индийцами, затем с китайцами.

Цена продаваемых "Белорусской калийной компанией" удобрений определяется контрактами, подписываемыми с одним или несколькими дистрибуторами, действующими в этих странах. В Индии, например, у БКК имеется один клиент, Indian Potash Ltd (IPL). В Бразилии два или три, в Китае их несколько. По данным аналитиков, в общей сложности 10 крупнейших клиентов "Белорусской калийной компанией" покупают более половины ее продукции.

По словам Баумгертнера, в начале этого года контрактная цена для Индии составляла 270 долларов США. В марте 2008 БКК и Indian Potash Ltd договорились о том, что начиная с мая 2008 года по май 2009 года цена будет составлять 625 долларов. Получается, за год цена выросла на 132 процента.

Первого апреля 2009 заместитель директора "Белорусской калийной компании" Олег Петров сказал, что цены, установленные для индийских покупателей, будут использоваться в качестве ориентира во время переговоров с китайцами. Для Китая цены, установленные в прошлом году, составляли 250 долларов, срок действия того контракта истекает этой весной. В январе 2009 поташ, поставляемый "Уралкалием" по железной дороге или по морю в северо-восточные регионы Китая, стоил 370 долларов. Бразилия, являющаяся третьим по размеру рынком "Уралкалия", в январе платила по 450 долларов за тонну. Под давлением они были вынуждены согласиться с повышением цен. Представители "Белорусской калийной компании" говорят, что к июлю цены достигнут отметки 700 долларов, к ноябрю - 800 долларов.

Недавно в Москве Петров заявил, что "довольно скоро" цены могут приблизиться к отметке в 1000 долларов. Он дал понять китайским покупателям, что им, возможно, придется согласиться на более высокую цену, чем та, которая была установлена для индийцев. В противном случае поташ может быть продан кому-нибудь другому.

Результат переговоров БКК сейчас известен: чтобы получить калий, Китай вынужден перебивать цены других азиатских потребителей, кроме того, значительная часть продукции, ранее поставлявшейся в Китай, теперь уходит к другим покупателям, предлагающим еще более высокие цены.

По словам Баумгертнера, из-за изменений мирового спроса и покупательной способности, произошедших в этом (2009) году, "Уралкалий" начинает поставлять калий в новые регионы мира. В 2007 году на долю Китая приходилось 40 процентов поставок, в этом году эта доля упадет до 23 процентов. Доля Индии вырастет с 7 до 12 процентов, доля Юго-Восточной Азии вырастет с 11 до 17 процентов, Европы - с 8 до 12 процентов, а Соединенных Штатов - с нуля до 4 процентов. Доля Бразилии не изменится и будет составлять 21 процент.

В условиях, когда корабли могут легко менять порты назначения, традиционно сильные покупательные позиции Китая и его способность оказывать давление в ходе переговоров ослабевают, отмечает один аналитик из Москвы. "Китайский рынок имеет большую важность для "Уралкалия", однако тот факт, что "Уралкалий" может направить свою продукцию на другие рынки, повышает вероятность того, что уровень цен для Китая окажется гораздо выше, чем мы ожидаем".

Если посчитать поставки "Белорусской калийной компании" вместе с прямыми поставками в Китай компании "Уралкалий Трейдинг", то на долю "Уралкалия" и "Беларуськалия" придется 33 процента мирового экспорта. "Сильвинит", второй производитель калия в России, торгующий самостоятельно, занимает 12 процентов рынка, благодаря чему россияне контролируют 45 процентов рынка. Конкуренты из Северной Америки, компания Canpotex, выпустившая свои акции в Сингапуре, контролирует 26 процентов рынка, на долю немецкой K+S Group приходится 14 процентов.

Изменения на рынке происходят очень быстро, и поэтому инвестиционные компании и брокеры, стремящиеся к повышению цен на акции, испытывают определенные проблемы при составлении прогнозов доходов и прибылей. Недавно UBS повысил свой прогноз цен на поташ на 2008 год до 611 долларов, на 2009 год - до 850 долларов. А через несколько дней эти цифры уже выглядели устаревшими.

Взаимосвязь между базовыми ценами на поташ и стоимостью акций "Уралкалия" очевидна. В 2006 году цена акций "Уралкалия" колебалась между 2 и 2,5 долларами США, рыночная капитализация компании составляла около 3 миллиардов долларов. В октябре 2007 года, когда компания вышла на Лондонскую фондовую биржу, цена акции достигала 3,35 доллара, рыночная капитализация составляла около 5 миллиардов долларов. В прошлую пятницу цена одной акции "Уралкалия" составляла 9,25 доллара, капитализация - 19,7 миллиарда долларов. В среду акции выросли до 11 долларов, капитализация - до 23,4 миллиарда долларов. За один год компания выросла в цене в четыре раза. Однако по сравнению с канадскими гигантами "Уралкалию" есть куда расти: рыночная капитализация Potash Corporation в настоящее время составляет 58 миллиардов долларов, Mosaic - 57 миллиардов долларов.

Динамика роста на калийном рынке выглядит лучше, чем динамика роста цен на золото, и лидеры индустрии открыто задаются вопросом, останется ли поташ тем товаром, стоимость которого будет неуклонно повышаться. На конференции в Канаде генеральный директор американского лидера в данной сфере Potash Corp Уильям Дойл (William Doyle) сказал, что он не видит причин для прекращения роста.

"Увеличению урожаев будет способствовать использование генетически модифицированных растений, использование химических веществ, способствующих защите посевов, и увеличению урожаев будут способствовать наши удобрения".

Компания Potash Corp сообщила, что в 2007 году она продала удобрений на сумму 4,8 миллиарда долларов. Она производит азотные, фосфатные и калийные удобрения; продажи поташа в прошлом году составили 1,6 миллиарда долларов, то есть 33 процента от всех проданных удобрений. В отличие от этой компании "Уралкалий" производит только поташ, в 2007 году объем продаж данной компании составил 886 миллионов долларов.

И американцы и русские отметили на канадской конференции, что удорожание продовольствия, нехватка зерна и повышение цен на удобрения вызывают усиление контроля со стороны властей разных стран. "Я не хотел бы, чтобы цены росли слишком быстро, - сказал Майкл Уилсон (Michael Wilson), руководитель компании Agrium, третьего в Америке производителя поташа. - Правительство начинает вмешиваться в процессы, протекающие в сельском хозяйстве, повышает налоги на экспорт и фиксирует цены на удобрения". Уровень продаж компании Agrium, производящей разные удобрения, в прошлом году составил 5,3 миллиардав долларов, из которых всего 6 процентов, или 316 миллионов долларов, пришлось на поташ.

Российские власти ввели налоги на экспорт удобрений и такие химические вещества, как сера. Было заявлено о возможном введении квот на экспорт. С ведущими производителями и поставщиками обсуждаются меры по установлению контроля над ростом цен на внутренних рынках. На прошлой неделе появились слухи о том, что власти Китая на некоторое время установят драконовские налоги в размере 135 процентов на экспорт мочевины и фосфатных удобрений; следует учитывать, что в этой стране калийные удобрения вообще не производятся.

По оценкам московских аналитиков, "Уралкалий" с лихвой компенсирует новые налоги, увеличив объемы экспорта и повысив цены. Недавно представители "Уралкалия" сообщили, что в первом квартале этого года компания произвела 1,25 тонны хлорида калия, по сравнению с прошлым годом увеличение составило 5,6 процента.

В марте 2009 рост производства составил уже 8 процентов. Эти данные вызвали бурный рост акций - за неделю их стоимость увеличилась на 20 процентов.

По материалам www.catalogmineralov.ru

С текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка минеральных удобрений можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок минеральных удобрений в России».