Новые разработки BASF для автопрома


Для того, чтобы все большее число клиентов пользовалось продукцией BASF, крупнейшее в мире химическое предприятие набирает обороты. Под действием мощной движущей силы и с такими серьезными составляющими, как успешное исследование, качество, инновации и присутствие по всему миру, компания BASF продолжает свой путь.


«Автомобили всегда считались исключительно высокотехнологичными продуктами, для которых подходят самые современные материалы», - говорит тот, кто знает это наверняка - Раймар Ян. Г-н Ян - руководитель сектора автомобилестроения  компании BASF,  а  также  председатель правления BASF Coatings – и к тому же признанный  эксперт во всем, что касается в лакокрасочных  материалов, пластмасс и химических продуктов, используемых сегодня в автомобилестроении.

«Без химии машина не сдвинется с места»

В лошадиных силах нельзя исчислить движущую силу. Скорее уже в «человеческих силах». Поэтому слоган, с которым выступили все ведомства и регионы промышленного производства, задействованные в автомобильной индустрии, звучит так: «Решения BASF для автомобильной индустрии. Производительность - Энтузиазм - Успех». «Это отражает установку, с которой мы подходим к нашим клиентам. То есть, это больше, чем слоган. Мы гордимся, если наши продукты и сервис делают наших клиентов успешнее», - говорит Раймар Ян. Он знает: «Без химии никакая машина не сдвинется с места». Ведь для всех кузовов автомобильная промышленность использует лишь те материалы, которые гарантируют максимальную производительность - материалы передовых разработок в химической промышленности. Они помогают делать автомобили более красивыми и более легкими и в то же время экономичными по расходу горючего; а, кроме того, новые материалы придают движению больший комфорт, а производителю - большую конкурентоспособность.

В проектах, совместных с производителями и поставщиками автомобилей, BASF преследует цель снижения общих расходов, времени, требующегося на разработку новой продукции и на ее производство, а также старается улучшить качество продукции и разрабатывать инновационные технологии. Сегодня вряд ли найдется автомобиль, который вообще не содержит и не потребляет продукты BASF. Химическая индустрия вносит вклад, который даже можно посчитать: лакокрасочных материалов, пластмасс или топливных присадок - подобной химической продукции в каждой машине уже сегодня присутствует на сумму примерно в 800 евро.

«В широком спектре клиентуры BASF автомобильная промышленность занимает заметное место и имеет второй по величине оборот, уступая только потребителям продукции «общей химии» с ее бесчисленным ассортиментом, где с BASF может конкурировать только еще один мировой концерн, также готовый поставить многочисленные виды сырья и продукции», - говорит г-н Ян. В 2005 году предприятие инвестировало примерно 10% всего своего оборота в размере 42,7 млрд. евро, полученных компанией с продаж своей продукции в автомобильном секторе промышленности. Тот факт, что лучше «ехать на химии», станет понятен, если взглянуть на автомобили. Ян Раймар любит показывать своим гостям два окрашенных листа железа. На взгляд они похожи, как две капли воды, но на самом деле существенно отличаются, так как лакокрасочное покрытие на одном из них состоит не из четырех, а только из трех слоев - при том же качестве. Функция второго слоя, наполнителя, выполняется несущим слоем (третий слой). Этот так называемый «Интегрированный процесс II» нанесения покрытия ведет к существенной экономии денежных средств и материалов для автомобильной промышленности без потери качества.

Пластмассы в автомобиле

Ключевое слово «пластмассы в автомобиле»: в салоне автомобиля много конструктивных элементов: к примеру, панель приборов, надувные подушки безопасности или рулевые колеса, сделаны из пластмасс BASF. Таким образом, в декоративных покрытиях «под дерево» в Audi A6 или в покрытиях поверхностей приборных панелей использованы полиуретаны производства компании Elastogran, принадлежащей группе BASF. Системы амортизации Cellasto производства Elastogran отвечают в шасси за то, чтобы неприятные колебания и шумы почти не ощущались. Поэтому уже девять из десяти автомобильных производителей выбирают это подходящее связующее звено между кузовом и шасси.

Специальная пластмасса марки Ultramid особенно хорошо подходит для того, чтобы выдерживать жару, холод и механические нагрузки в двигателе или в коробке передач. В том числе Ultramid используется в крышках головки цилиндров самого мощного в настоящее время дизельного двигателя BMW: BMW 535 d (272 л.с.) Концерн BASF стал единственным предприятием, удостоенным почетной награды Bosch Supplier Award.

Пластмассы в автомобиле выглядят не только хорошо - они повышают надежность и удобство при поездке, а также способствуют снижению выброса СО2. Доля пластмассы в среднем составляет 14% общего веса транспортного средства среднего класса. Пластмассы делают автомобиль легче. Вследствие этого больше чем 2,3 млн. т топлива экономятся каждый год только в Западной Европе. Это значит, что выбросы СО2 сокращаются примерно на 9,2 млн. тонн в год. До 2008 года доля пластмасс в автомобиле будет увеличиваться и достигнет примерно 18%, что существенно скажется на сокращении выбросов вредных газов в атмосферу.

Химическая продукция, используемая для повышения качества

Химическая продукция, применяемая для повышения качества, - это, например, тормозная жидкость Hydraulan®, которая используется во многих типах транспортных средств. Сюда же относятся множество разных топливных присадок BASF для бензиновых и дизельных двигателей, которые добавляются в топливо на нефтеперерабатывающих заводах. Присадки защищают подвергающиеся сильному термическому воздействию детали двигателя и способствуют его внутренней чистоте. Вследствие этого агрегаты становятся более долговечными и требуют меньше технического обслуживания. Одновременно расход топлива снижается примерно на 2%. Кроме того, многие автомобили сходят с конвейера, заправленные антифризом Glysantin от BASF. Например, все автомобили DaimlerChrysler при так называемом «первом заполнении» заправляются Glysantin, a также многими другими продуктами и материалами под маркой «сделано BASF». Вместо старого бампера автомобили сегодня могут похвастаться комплексным высокотехнологичным ансамблем из синтетических материалов: полиуретана, полиамида. Дверные ручки, решетка радиатора, корпус зеркала изготавливаются из пластмасс, способных выдерживать большую нагрузку, например, из полиамида, полибутилентерефталата или стирол-сополимеров. В некоторых машинах на настоящий момент присутствует более 30 кг подобных материалов. Сидения производятся из пенополиуретана, который теперь можно найти и в составе внутренних частей некоторых амортизаторов. Чехлы для сидений делаются с нанесением специальных покрытий, прочных и износостойких. Кожа - мягко выделанная, окрашенная и блестящая благодаря использованию специальных реагентов, произведенных в химической лаборатории. В панели приборов используется полиамид, полиуретан.

Полимеры под капотом двигателя

И под капотом автомобиля можно встретить весь мир полимеров - устойчивые к температуре пластмассы служат в непосредственной близости от блока двигателя, который становится все горячее из-за сокращающегося свободного пространства и растущей мощности двигателя; изоляция проводов и кабелей, звукоизоляционные материалы, уплотнения, различные узлы бензонасоса, вплоть до воздухозаборника - все это из пластика. Уже сегодня в каждой машине с завода использованы несколько десятков видов полимерных материалов - и каждый килограмм пластмассы заменяет значительно более тяжелые металлы, помогает экономить горючее. В 2020 году, так считают специалисты, каждый новый автомобиль будет на одну четверть состоять из полимерных материалов. Неудивительно, что эксперты BASF, такие, как г-н Ян, прогнозируют значительные темпы роста использования полиамида, полиоксиметилена (полиформальдегида) и полиэфирсульфона в европейском автомобилестроении.

Сидения, которые состоят всего из трех пластмассовых деталей в сборе, а не из 23 металлических - уже представлены в этом году. Детали, которые производятся с уже встроенной электронной начинкой на машинах для литья под давлением и делают излишним кабель - тоже есть. Нанотехнология для производства особенно тонкостенных деталей из пластмассы? Все возможно - и все это уже можно купить. Все вышеперечисленные области применения, на первый взгляд, имеют мало общего, однако они выбраны не бездумно. «Во всех них используются материалы и химическая продукция BASF», - говорит Раймар Ян.

www.automotive.basf.com