Тара для сыпучих грузов


Различают три основных вида упаковки сыпучих продуктов: мешки, «биг-бэги» (мягкие контейнеры из полимерных материалов) и мелкая фасовка (пакеты)…


Виды тары
Мешки являются преимущественно транспортной упаковкой, вместимость которых (10-50 кг) ограничена физическими возможностями человека. Если в Европе регламентированная масса мешка с цементом или сухими строительными смесями составляет 25 кг, то в России цемент и дешевые смеси фасуют по 50 кг, дорогие — чаще всего по 25 кг. Специализированные контейнеры FIBC (Flexible Intermediate Bulk Conteiner), массой от 500 до 2 000 кг, называемые «биг-бэг», предназначены для хранения и транспортировки сыпучих материалов и используются чаще всего в химической промышленности как тара разового употребления. В строительной отрасли «биг-бэги» позволяют складировать и перевозить сравнительно недорогие, но производимые в большом количестве кладочные, штукатурные, бетонные и монтажные смеси. Пакеты мелкой фасовки (1 -5 кг) служат для упаковки наиболее дорогих, потребляемых в небольших количествах продуктов. Так, например, цветные сухие смеси для расшивки швов упаковывают в пакеты из двухслойной крафт-бумаги плотностью 70-80 г/м2, которые после наполнения склеиваются и зашиваются. Верхний слой пакетов или мешков для фасовки дорогостоящих смесей, как правило, изготавливают из белой бумаги и наносят многоцветную печать. Внутренний слой упаковки может содержать водоотталкивающее или водонепроницаемое покрытие.
Кроме того, упаковка для сыпучих продуктов может быть классифицирована по материалу, из которого она изготовлена:

Бумажная;
Полипропиленовая;
Полиэтиленовая;
Комбинированная
.

Как уже было сказано, данный раздел посвящен следующим типам продуктов: мягким контейнерам, полипропиленовым мешкам и бумажным мешкам. В Исследовании вскользь будет затронут рынок полиэтиленовых мешков. Несмотря на то, что данный вид тары является наиболее массовым и использующимся практически для всех сыпучих грузов, по ряду причин он не интересен для анализа. Главной причиной является то, что товарного рынка полиэтиленовых мешков, как такового, в принципе, не существует. Организация их производства не требует каких-либо существенных затрат, в результате, полиэтиленовые мешки производит большое количество промышленных (и не только) предприятий, фасующих в них собственную продукцию.

                    
 
           Биг-бег                   Полипропиленовый мешок            Бумажный мешок


Нормативы и ограничения использования различных видов транспортной упаковки

Транспортная тара предназначена для перевозок, складирования и хранения продукции. Транспортную тару условно можно классифицировать по следующим признакам:
• кратности использования: разовая и многооборотная;
• стабильности размеров: жесткая, мягкая;
• упаковываемой продукции: жидкости, сыпучие продукты, штучные грузы;
• способу изготовления: сварная, склеенная, выдувная, литьевая, прессованная, термоформованная, вспененная, сшитая;
• материалу: ПЭ, ПВХ, ПП, ПС и т.д.;
• компактности: неразборная, разборная.
Выбор транспортной упаковки зависит от ряда факторов, среди которых:

 Степень гигроскопичности продукции: для гигроскопичной продукции, в основном, используются бумажные ламинированные мешки, полиэтиленовые и полипропиленовые мешки с ламинацией или полиэтиленовым вкладышем.
 Уровень распыляемости продукции: для легко пылящейся продукции используют, в основном, клапанные мешки.
 Установленная фасовочная и погрузочная линия на предприятии, например,  наличие возможности  упаковывать продукцию в клапанные мешки;
 Необходимый объем фасовки: от нескольких грамм в полиэтиленовой упаковке до тонн в биг-бегах.
  Вид транспортного средства. Транспортные фирмы обычно имеют правила и нормы по упаковке и погрузочно-разгрузочным и транспортным операциям, которые грузоотправитель должен знать, когда готовит груз к отправлению. Эти правила и нормы публикуются в тарифных справочниках соответствующих фирм. Статьи и условия (некоторые из которых ограничивают ответственность транспортной фирмы за потерю и повреждение груза) фигурируют в договорах перевозки, в частности, в коносаменте. Грузоотправители должны также знать, что большинство правил транспортных фирм по упаковке относятся к наружной таре, а не к внутренней упаковке.
 Требования к упаковке груза при экспортных поставках, например, необходимость запайки клапана.
 Возможные химические и механические воздействия на груз во время транспортировки. Виды воздействий, которые встречаются во время транспортировки груза и вызывают наибольшие повреждения, могут быть по своей природе механическими и химическими. Механические воздействия, возникающие вследствие движения, существуют на всех видах транспорта. Резкие пуски и остановки, а также вибрация и рывки транспортных средств являются потенциальным источником разрушительных сил. Большое значение имеют воздействия, возникающие в процессе погрузочных-разгрузочных операций. Химические воздействия на груз, вызываются главным образом загрязнением посторонними предметами или возникают под воздействием таких климатических факторов как влажность, осадки, солнечное тепло, холод. Они способствуют разрушению тары и повреждению, хищению и потере незащищенного ею груза.
 Требования потребителей к внешнему виду упаковки;
 И т.д.

Кроме выше изложенных факторов, особое значение при выборе транспортной тары играют определенные в государственных стандартах и технических условиях требования к упаковке той или иной продукции. Ниже приведены примеры из ГОСТов и ТУ на цементы и химическую продукцию.

ГОСТ 30515-97. Цементы. Общие технические условия.
5.3.2. Для упаковки цемента применяют:
 Бумажные пяти- и шестислойные бумажные мешки по ГОСТ 2226, сшитые или склеенные с закрытой горловиной с клапаном марок НМ,БМ или БМП. Могут быть использованы бумажные мешки зарубежного производства, показатели качества которых не ниже требований ГОСТ 2226;
 Мягкие контейнеры с водонепроницаемым вкладышем или другая упаковка, надежно защищающая цемент от увлажнения и загрязнения, по соответствующим нормативным документам.
Для мелкой расфасовки применяют полиэтиленовые банки, пакеты, а также другую упаковку, обеспечивающую сохранность цемента, по соответствующим нормативным документам.
 Предельная масса брутто мешка с цементом не должна быть более 51 кг.»

ГОСТ 2-85. Селитра аммиачная.
Селитра аммиачная упаковывается в полипропиленовые клапанные мешки с полиэтиленовым вкладышем массой 50±1 кг. Либо насыпью в минераловозах. Транспортируется всеми видами транспорта.

ГОСТ 7850-86. Капролактам.
Твердый капролактам упаковывают в пятислойные бумажные мешки с полиэтиленовым вкладышем. Масса нетто 25 кг. Транспортируется твердый капролактам в крытых железнодорожных вагонах, больших грузоподъемных контейнерах или в крытых автомобилях.

ГОСТ 2081-92. Карбамид (мочевина).
 Продукт упаковывают в полипропиленовые мешки с полиэтиленовым вкладышем. Вес мешка: нетто 50±1 кг. Либо насыпью в минераловозах и крытых вагонах.

ТУ 6-01-1306-85 с изм 1-7. Натр едкий технический гранулированный (натрия гидроксид).
Упаковка: в клапанные полиэтиленовые двухслойные мешки, в клапанные мешки влагопрочные закрытые с тканевым ламинатом для сыпучих продуктов или мешки тканевые полипропиленовые с клапаном и полиэтиленовым вкладышем вместимостью 22,7; 25, 50 кг, сформированные в паллеты и скрепленные термоусадочной пленкой на поддонах; контейнеры мягкие специализированные для твердых опасных грузов тип МКР-1.

ГОСТ 828-77. Натрий азотнокислый технический.
Упаковывается в полипропиленовые мешки с полиэтиленовым вкладышем. Вес мешка: нетто 50±1 кг.

ГОСТ 19790-74. Селитра калиевая.
Упаковывается в полипропиленовые мешки с полиэтиленовым вкладышем. Вес мешка: нетто 50±1 кг.

Делая ссылку на различные государственные стандарты и технические условия, необходимо оговориться, что эти документы были приняты десятилетия назад и не учитывают возможность использования современных видов упаковочной и транспортной тары, таких, например, как биг-бегов, мешков AD*STAR и других.

Сводная структура рынка тары для сыпучих грузов в 2005-2006 гг.

Нами были рассмотрены три типа тары для сыпучих грузов – мягкие контейнеры (big-bag), бумажные мешки и полипропиленовые мешки. Так, сводные данные по объемам производства экспорта и импорта и внутреннего потребления этих типов тары в 2005-2006 гг. представлены в таблице ниже.

Сводные данные об объемах производства, экспорта, импорта и потребления анализируемых типов тары1 , тыс. шт.

Показатель

Полипропиленовые мешкиБумажные мешкиМягкие контейнеры
Внутреннее производство99000054950824500
125000057965528000
Импорт178400593051798
140000570002000
Экспорт-21522391
-20000250
Потребление116840058729125907
139000061665529750

Источник: собственные оценки, данные ФТС,  данные интервью с производителями тары

Объем потребления в 2006 году увеличился по всем типам упаковки, что связано как с естественным ростом спроса на тары, являющимся следствием ростом производства продукции, для которой эта тара используется, так и тем, что изменяются потребительские предпочтения в области хранения и доставки грузов. Так, за год потребление полипропиленовых мешков увеличилось на 19%, бумажных мешков – на 4,3%, мягких контейнеров типа «big-bag» - на 15,4%. С использованием средних значений вместимости мешка и средневзвешенной плотности перевозимых грузов, приведем указанные данные к единым величинам. На диаграмме ниже представлены данные об объемах грузов, под которые используется указанная тара.

Совокупная структура объемов потребляемой тары в 2005-2006 гг.

 

Источник: собственные оценки, данные ФТС,  данные интервью с производителями тары

Прогноз спроса на тару для сыпучих грузов

Совокупный объем грузов, перевозимых в биг-бегах, ПЭ, ПП, бумажных мешках составил в 2005 году 129,5 млн. тонн. В 2006 году это значение увеличилось до 149,5 млн. тонн или на 15,4%.

Полипропиленовые мешки

На рынке тары для сыпучих грузов, из рассматриваемых нами типов тары, доминируют полипропиленовые мешки. В России объем их потребления составил в 2005 году 1168,4 млн. шт., а в 2006 году, согласно нашим оценкам – 139 млн. шт., то есть объем спроса вырос примерно 19%. Если в 2005 году в этот вид тары упаковывалось около 80 млн. тонн сыпучих грузов, то в 2006 году – порядка 95 млн. тонн. При этом импорт полипропиленовых мешков в Россию постоянно снижается, а внутреннее производство растет на 25-30% в год.
Большинство производимых мешков расходится под сахар и муку – по 29% всех производимых в России мешков. Чуть меньше  - около 21% - потребляется производителями и фасовщиками крупы. Порядка 18% забираются под упаковку химикатов, строительных и технических смесей, а также удобрений.
По оценкам экспертов, отечественный рынок ПП мешков стремиться к насыщению, а в некоторых регионах, в частности в Москве и Московской области он уже сформирован. На рынке работает значительное число крупных игроков, которые уже поделили между собой рынок. И сейчас происходит вытеснение мелких производств и их поглощение.


Биг-беги

На втором месте стоят мягкие контейнеры или биг-бэги. Объем их потребления в России составил в 2005 году 25907 тыс. шт., то есть они были использованы примерно для 26 млн. тонн сыпучих грузов. В 2006 году спрос на них вырос на 15,4% и составил 29750 тыс. шт., то есть они использовались для транспортировки и хранения порядка 30 млн. тонн сыпучих грузов. Импорт этого типа тары в Россию увеличивается, а их экспорт снижается, что свидетельствует о растущей внутренней потребности в этой таре.
Очевидно, что развитие данной отрасли тесно связано с потребляющими отраслями – в большей степени с химической промышленностью. Относительно новыми сегментами является сельское хозяйство и компании, занимающиеся вывозом мусора – с данными направлениями ряд производителей также связывает надежды на рост, который в данных отраслях будет связан не столько с их развитием, сколько с расширением масштабов применения мягких контейнеров. В целом рост потребления мягких контейнеров в ближайшие годы составит 5-7%.

Бумажные мешки

Бумажные мешки являются третьим видом тары по объему пакуемых в них грузов. В 2005 году этот объем составил 23,5 млн. тонн, а в 2006 году – около 24,5 млн. тонн. В натуральном исчислении объем их потребления составил в 2005 году 587291 тыс. шт., а в 2006 году – около 616655 тыс. шт. Несмотря на то, что Россия в больших объемах экспортирует мешочную бумагу, импорт бумажных мешков в 2,5 раза превышает их экспорт. Эти показатели составили в 2005 году 59305 тыс. шт. и 21522 тыс. шт. соответственно, а в 2006 году, согласно нашим оценкам, 57000 тыс. шт. и 20000 тыс. шт. соответственно. То есть, существует тенденция снижения как экспортных, так и импортных поставок.
Развитие рынка бумажных мешков обусловлено с одной стороны наличием необходимого объема сырья (в данном случае мешочной бумаги), на рынке которого в последнее время наблюдается дефицит, что тормозит развитие рынка бумажных мешков, с другой стороны – динамика развития потребляющих отраслей (главным образом, цементной промышленности и производства сухих строительных смесей). На диаграмме 47 представлен прогноз развития рынка бумажных мешков на 2006-2010 гг. Необходимо отметить, что в тоннажном исчислении рынок бумажных мешков будет расти незначительными темпами (не более 5% ежегодно), что обусловлено 2 факторами:
• дефицитом на мешочную бумагу;
• улучшение качества мешочной бумаги, что позволяет производителем бумажных мешков выпускать мешки меньшей слойности при сохранении прочности мешков, приводящее к более экономичному использованию сырья (мешочной бумаги).
Объем потребления бумажных мешков в тоннажном исчислении увеличится к 2010 г. по сравнению с аналогичным показателем за 2005 г. на 17%.


Познакомиться с текущей ситуацией и прогнозом развития рынка тары для промышленных грузов - с оценками объемов спроса на отдельные виды тары, потенциал их замещения другой тарой, структурой выпуска химической продукции, объемами и направлениями экспорта химикатов, - Вы можете в отчете маркетингового исследования Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок тары для промышленных грузов в России».

1За 2006 год приведены оценочные данные, основанные на наблюдавшихся тенденциях в первой половине 2006 года