РЫНОК ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ


Рынок бутилированной питьевой воды - один из самых быстрорастущих потребительских рынков в России. На протяжении уже нескольких лет он постоянно демонстрирует 15-16% рост.


Прогнозы дальнейшего развития данного рынка в России могут делать компании, которые давно и успешно работают на рынке бутилированной воды и имеют в своем штате полноценные аналитические отделы.

Рынок бутилированной питьевой и минеральной воды на сегодняшний день является одним из самых быстрорастущих потребительских рынков в России, на его долю приходится, по данным www.aquaexpert.ru, от 40% до 66% всего рынка безалкогольных напитков. При этом российский рынок питьевой и минеральной воды имеет свою ключевую особенность: на нем особенно активны региональные производители, которые вытесняют с рынка импортную продукцию. Региональные производители минеральной воды занимают 75% этого рынка и, по мнению экспертов, имеют все возможности увеличить свое присутствие на рынке еще на 6-8%.

Говоря о размерах рынка минеральной и питьевой воды, можно привести данные DISCOVERY Research Group, согласно которым, его объем (без учета стоимости кулеров) в 2001 году составлял 1,7 млрд. литров, а уже в 2008 году достиг 3,3 млрд. литров.

Специалисты компании ACNielsen, проводившие в 2006 году исследование в 25 крупнейших городах России, отметили устойчивый рост продаж бутилированной негазированной воды. Особенно ярко данная тенденция проявляется в Москве и Санкт-Петербурге, где на такую воду приходится 49,9% и 47% соответственно от общего объема розничных продаж в натуральном выражении. Учитывая, что развитие российских региональных рынков с незначительной задержкой полностью повторяет путь московского, эту же картину можно будет наблюдать и в регионах.

Специалисты отмечают, что одним из наиболее растущих сегментов водяного рынка является сегмент HOD (home and office delivery), доставка питьевой вода в 19-ти и 5-ти литровых емкостях. Этот сегмент рынка достаточно новый для России, но потенциал его роста огромен. Эксперты ожидают, что он будет расти как минимум на 20 - 25% в год, причем наиболее высокими темпами будут расти объемы продаж пятилитровых бутылей. В первую очередь это касается Москвы, Санкт - Петербурга и городов-миллионников.

Европейские тенденции

Несмотря на то, что конкурентная ситуация в каждом городе - в российской глубинке или в столице западноевропейского государства - уникальна, развитие рынка происходит по одним и тем же законам. И, если российские региональные компании могут изучать и адаптировать опыт наиболее успешных московских предприятий по доставке воды, то московским приходится быть в курсе последних тенденций на рынке Европы. Именно поэтому важно следить за любой информацией, поступающей от зарубежных производителей. Особенно за информацией с крупных международных выставок, таких как Торговая выставка и конгресс Европейской ассоциации производителей бутилированной воды (EBWA), которая проходила в Варшаве в октябре 2007 года.

Согласно материалам этого форума, Европейский рынок потребления бутилированной воды является главным в мире, и объемы рынка крупнейшего мирового потребительского рынка - США - уступают ему более чем в три раза. Географически количество потребления бутилированной воды показывает, что 64% такой воды потребляется в Европе, 21% - в Соединенных Штатах Америки, 3,5% - в восточных странах и 11,5% приходится на оставшийся мир.

Более высокое потребление бутилированной воды в Европе наблюдается, прежде всего, из-за того, что там раньше осознали роль очищенной воды для человека. Изначально европейский рынок был направлен на производство газированной (карбонизированной) воды, однако сейчас покупатели предпочитают использовать не газированные напитки.

Статистика гласит: в Европе потребление безалкогольных напитков достигает 170 - 200 литров в год на человека, из них около 100 литров приходится на долю бутилированной питьевой воды.

Самая авторитетная на этом рынке исследовательская компания Zenith International в своих исследованиях рынка бутилированной воды одним из главных статистических показателей считает количество установленных кулеров. Менеджер по исследованиям Zenith International Стюарт Фоксон в своем выступлении на Торговой выставке и конгрессе EWBA отметил, что рост числа кулеров в Европе постепенно замедляется. Несмотря на это, потребление бутилированной воды в Европе растет опережающими темпами - на 10,8% ежегодно. Это логично: установив однажды дома или в офисе кулер, потребители уже не смогут вернуться к потреблению водопроводной воды, и будут заказывать воду снова и снова.

Важность российского рынка для Европы хорошо иллюстрирует тот факт, что треть своего выступления Стюарт Фоксон посвятил Восточной Европе и в первую очередь - именно состоянию российского рынка. Всего в России установлено более 590 тысяч кулеров, что на четверть больше, чем в занимающей второе место в Восточной Европе Польше. При этом отрыв лидеров от своих преследователей поражает: третье место занимает Литва с парком кулеров меньше 50.000 штук.

О схожести российского и польского рынка говорил на выставке и Анджей Пиотровский, управляющий директор Eden Springs в Польше и странах Северной Европы. По данным Eden Springs, на польском рынке основную долю занимает бутилированная вода в небольших бутылках (72%), в то время как 19-литровые бутыли - только 18%. Несмотря на это, рост потребления (более чем в 5 раз за последние 15 лет) обеспечивается именно доставкой больших бутылей в офисы и дома.

На что обращают внимание европейские потребители при выборе воды? На варшавской выставке EBWA ее нынешний президент Петер Хогерворст (также являющийся Управляющим Директором голландской компании Dolphin. Holding BV) привел данные любопытного исследования о наиболее важных критериях, которыми руководствуются потребители при выборе бутилированной воды. Они могут дать много пищи для размышления о том, каким аспектам коммерческой деятельности топ-менеджерам и владельцам компаний следует уделять большее внимание.. Так, исследование показало, что на первом месте для потребителей находится «Вкус воды», с показателем 3,42 (по шкале от 1 до 5), далее следуют «Чистота, натуральность продукта» с показателем 3,21, «Удобство упаковки» (3,18), «Свежесть» (3,00). Замыкают пятерку важнейших признаков «Газированность» (2,55) и «Внешний вид» (2,39).

Ситуация на российском рынке

Принято считать, что рынку столовой воды стагнация не грозит. Снижение запасов питьевой воды, ухудшение экологической ситуации и рост доходов населения будут способствовать развитию производства бутилированной воды. В настоящее время в среднем по России каждая третья проба водопроводной воды не соответствует санитарно - химическим показателям и каждая десятая - санитарно - бактериологическим. Несмотря на это, потребление бутилированной воды в России отстает от европейского. Так, если в Польше среднестатистический потребитель выпивает 40 литров бутилированной воды в год, в Чехии - 50, а в Западной Европе в среднем 100 литров, в России этот показатель составляет примерно 21 литр.

Как и на многих других рынках, на рынке доставки чистой бутилированной воды, компании, прежде всего, начали работать с наиболее крупными корпоративными клиентами, которые заказывали «часто и помногу». Эта тенденция актуальна и сейчас. По словам Елены Полотской, в «Королевской воде» сейчас делят потребителей на три группы - заказывающие более 100 бутылей в месяц; заказывающие от 50 до 100 бутылей в месяц; клиенты, потребляющие меньше 50 бутылей/мес. При этом клиенты из первой группы, занимая всего 6,8% в количественном выражении, потребляют 47% объема производства «Королевской воды», принося компании 39% выручки. В то время как представители третьей группы, заказывающие для своих компаний меньше 50 бутылей в месяц, приносят 38% прибыли, являясь самой многочисленной группой (более 84% от общего числа клиентов). Нетрудно догадаться, что именно представители третьей группы создают наибольшую нагрузку тем отделам компании, которые связаны с обслуживанием клиентов (колл-центр, доставка и т.п.).

В то же время, именно в работе с мелкими корпоративными клиентами, а также домохозяйствами сосредоточены основные «точки роста» компании. Доли выручки компании, приносимые клиентами «первой» и «третьей» групп уже практически совпадают (39% и 38% соответственно). Таким образом, в будущем добиваться успеха будут те компании, которые смогут выстроить эффективную и низкозатратную систему по работе с небольшими заказами.

Итак, какую стратегию выбрать бутилировочному предприятию на нынешнем этапе развития российского рынка? Учитывая тот факт, что на рынке бутилированной воды, в отличие от большинства других потребительских рынков, импортные товары не занимают доминирующее положение, шансы занять свое место под солнцем есть у любой компании, независимо от «прописки». Более того, на региональных рынках, на которых до сих пор наблюдается небольшое количество участников (существуют крупные города, в которых не более одного крупного производителя питьевой воды), наибольшие шансы получают местные производства, которые лучше знакомы с потребностями населения.

Лидерами российского водяного рынка в 2010-2020 годах станут федеральные и крупные региональные компании, которые уже сегодня активно развиваются, имеют четкую маркетинговую стратегию, опирающуюся на высокое качество продукта и его близость к потребителю. Достигнуть таких высот им может помочь только оборудование для бутилирования воды, производители которого, основываясь на своем экспертном опыте, предлагают инновационные решения и надежный сервис.

Влияние кризиса на российский рынок бутилированной воды

Участники российского рынка бутилированной воды почувствовали на себе влияние мирового экономического кризиса уже в конце 2008 года. Считается, что первыми его ощутили на себе компании, специализирующиеся на поставках оборудования (кулеры, помпы, бутыли и т.п.). У некоторых из них спрос снизился на 40%. Крупнейшая компания по производству бутылей остановила два своих производства. Компании по доставке воды вместо ожидаемого декабрьского прироста ощутили небольшое снижение продаж. Особенно это почувствовали те, где число корпоративных клиентов превышает частников».

Стремясь сократить свои расходы, некоторые предприятия предпочли отказаться от доставки бутилированной воды в офис. По оценкам коммерческого директора ЗАО «Новосибирскпродмаш» Сергея Нестерюка, наиболее сильно кризис затронул производителей бутилированной воды промышленных регионов, где предприятия являются градообразующими и обеспечивают жизнедеятельность целых городов. Сейчас они вынуждены останавливать производство, переводить сотрудников на неполную рабочую неделю, сокращать специалистов, что, несомненно, отражается на снижении спроса на кулерную питьевую воду. Сергей Нестерюк с сожалением констатировал, что ряд крупных производителей бутилированной воды, которые планировали приобрести оборудование для розлива, отказались от своих намерений, объясняя свое решение сложностью в получении кредитных средств, значительным повышением процентных ставок, а также сворачиванием программ по перевооружению и/или расширению производства.

И все же большинство предприятий, выпускающих бутилированную воду, не склонны поддаваться панике и пессимистическому настроению. Мария Усачёва, директор по развитию компании «Живой источник», г. Киев, с полной уверенностью говорит о том, что большинство клиентов компании будут продолжать пить качественную воду и дома, и на работе: «Вода входит в число продуктов первой необходимости: растёт осведомлённость людей о полезных свойствах качественной воды и наши клиенты понимают, что природная артезианская вода – это не просто уровень жизни, но в первую очередь – здоровье, о котором каждому человеку необходимо заботиться. Сегодня наблюдаются некоторые изменения в структуре потребления воды – очень активизировались домашние потребители, растёт и клиентская база, и объёмы потребления. Дом, семья во время кризиса становятся центром стабильности жизни, появляется потребность больше времени проводить дома и заботиться о своей семье. В офисном сегменте спад потребления не значительный, хотя мы знаем, что некоторые наши клиенты сокращают штаты сотрудников. Но хорошие привычки и стиль жизни, это последнее, от чего отказывается человек. Показательный пример: когда в компаниях, где принимают решение о прекращении финансирования затрат на питьевую воду, за неё решаются платить сами сотрудники».

Сергей Нестерюк отмечает, что, несмотря на кризис, с начала 2009 года интерес к оборудованию для розлива питьевой воды увеличился. Связывают это в компании, прежде всего, с тем, что сейчас начинается отток инвестиций из «проблемных» отраслей и увеличение интереса к перспективным направлениям. Производство бутилированной воды, по мнению Сергея, продолжает оставаться актуальным. Рынок бутилированной воды в России и странах СНГ появился не так давно и его емкость еще достаточно велика, он обязательно будет развиваться и укрупняться. Об этом свидетельствует и увеличение спроса на более высокопроизводительные линии. Способствует увеличению интереса к оборудованию и неустойчивость национальной валюты. Сейчас многие боятся потерять свои средства и, планируя в дальнейшем по-прежнему заниматься производством бутилированной воды, вкладывают деньги в приобретение линий розлива.

Надо сказать, что кризис принес с собой не только проблемы, но и новые возможности. Прежде всего, для отечественной промышленности, которая получает значительное ценовое преимущество по сравнению с импортными товарами, что особенно актуально для производителей оборудования. Для бутилировщиков в кризисе тоже есть свои положительные стороны. «Кризис оценил эффективность стратегий и бизнес–моделей на всех рынках, всколыхнул владельцев бизнеса и самое главное – сотрудников, думаю, что для компаний, рынка и потребителей можно в данной экономической ситуации найти много плюсов: много работы и много тех, кто готов её выполнять с огромным желанием», – говорит директор по развитию компании «Живой источник» (г. Киев) Мария Усачева. Сложности же, по ее мнению, будут заключаться в том, что рынок отечественный бутилированной воды, «тесно связан с зарубежным, поэтому, когда за оборудование мы будем платить доллары, а за воду получать национальную валюту, это, конечно, скажется на прибыли. Сложнее всего будет сохранить спокойствие и не потерять нужных сотрудников в экономической ситуации, которую прогнозируют».

Главной задачей для производителей бутилированной воды в непростое кризисное время, несомненно, станет сохранение клиентской базы, а это значит, что предприятиям самое время задуматься как о сокращении издержек, так и о сохранении существующей клиентской базы. Следовательно, на первый план выходят вопросы качества, как самого продукта, так и обслуживания клиентов, а поддержать имидж бутилированной воды как качественного и полезного продукта в силах каждого производителя!

С расчетом бизнес-плана организации розлива и доставки бутилированной питьевой воды Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Бизнес-лан организации розлива и реализации питьевой воды первой категории».