ФАРМРЫНОК В КРИЗИС: экономия на витаминах


Кризис дошел до фармацевтического рынка. Покупатели переходят на более дешевые препараты и откровенно скупятся на продукты life-style-сегмента, например витамины. В первом полугодии 2009 сегмент безрецептурных препаратов снизился на 3,2%, а в натуральном выражении рынок упал на 6%...


Кризис дошел до фармацевтического рынка, констатируют эксперты (июль 2009). До последнего времени потребители не меняли своих предпочтений при посещении аптек, сокращая затраты не на здоровье, а на одежду и рестораны. Сейчас же покупатели переходят на более дешевые препараты и откровенно скупятся на продукты life-style-сегмента, например витамины. По подсчетам экспертов, в первом полугодии сегмент безрецептурных препаратов снизился на 3,2%, а в натуральном выражении рынок упал на 6%. В то же время в стоимостном выражении объем рынка в рублях подскочил на 33%.

В первом полугодии 2009 года долларовый объем коммерческого рынка лекарственных средств в России сократился на 4,5%, до 5,47 млрд долл., подсчитали эксперты ЦМИ «Фармэксперт». В то же время динамика в рублях была крайне позитивной: рост того же показателя составил 33%, до 182 млрд руб. По итогам года рынок в долларах либо будет стагнировать, либо покажет рост на 1—3%, прогнозирует директор департамента маркетинговых исследований «Фармэксперта» Давид Мелик-Гусейнов. «В рублях темпы роста будут высокими — на 31—32%», — добавляет он.
 
Все эти тенденции эксперты связывают исключительно с девальвацией рубля. О реальном воздейст¬вии кризиса на фармацевтический рынок можно судить по изменению рынка в натуральном выражении, говорит г-н Мелик-Гусейнов. По его наблюдениям, спрос в безрецептурном сегменте отчетливо сокращается. Так, в первом полугодии рынок в упаковках просел на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

При этом эксперты фиксируют изменение структуры спроса, который смещается в пользу более дешевых препаратов. «В первую очередь экономия происходит за счет life-style-сегмента, а именно витаминов и средств для профилактики, — поясняет г-н Мелик-Гусейнов. — Также в этом сегменте заметно переключение спроса в сторону небрендированных, более дешевых препаратов». Сказался кризис и на рецептурных препаратах: потребители переходят с брендированных медикаментов на менее дорогие дженерики. «Но в этом сегменте невозможно отказаться от покупки лекарств, поэтому рост объема рынка в упаковках здесь составил 3,2%», — говорит эксперт.

По данным DSM Group, за первые шесть месяцев 2009 года рынок в упаковках в целом упал на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Генеральный директор DSM Group Александр Кузин заметил, что прежде такой картины на рынке не наблюдалось. «Это говорит о том, что кризис наконец докатился и до фармацевтического рынка, — резюмирует он. — Если по итогам первого квартала рынок в натуральном выражении просто стагнировал, не показывая роста, то с мая он начал заметно падать». Кроме того, по словам г-на Кузина, уже в апреле стало заметно, что люди стали меньше покупать препараты дороже 500 руб.

По данным ЦМИ «Фармэксперт», цены на импортные препараты выросли с января по июнь на 18,7% в рублях и на 23,8% в долларах. Стоимость отечественных лекарств увеличилась соответст¬венно на 2,4 и 6,8%. В повышении цены участвуют все звенья товаропроводящей цепочки, причем средний размер торговой надбавки аптек за последние полгода даже снизился с 31 до 29%. Эксперты считают, что в повышении цены в большей степени заинтересованы российские производители. «У отечественных компаний ограничен доступ к кредитным ресурсам, фармсубстанции закупаются за рубежом за доллары. И все эти риски производитель закладывает в цену», — поясняет г-н Мелик-Гусейнов.

По материалам www.rbcdaily.ru

С анализом рынка аскорбиновой кислоты Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок аскорбиновой кислоты в России».