ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПОЛИСТИРОЛА


Наблюдения за динамикой выпуска ПС на предприятиях производителях в первые четыре месяца 2009-го года позволяют сделать предварительные выводы о масштабах влияния экономического кризиса на отрасль. 


Отсутствие выраженной сезонности объемов выпуска ПС делает допустимым предположение, что объемы производства в последующие восемь месяцев 2009-го будут аналогичными данным по первым четырем месяцам. Исключение мы делаем для трех производителей, рынок сбыта которых является одна отрасль – строительство. Здесь мы предполагаем, что показатели 2-го полугодия 2009-го будет заметно хуже, нежели в первом полугодии. Объем строительных работ, а, следовательно, спрос на стройматериалы будут сокращаться.

Эти предприятия – «Стайровит», «Пластик» (Узловая) и «Ангарский завод полимеров». Спрос на их продукцию на 100% зависит от состояния строительной отрасли. Если обвал спроса на вспенивающийся полистирол будет компенсирован для «Пластик» (Узловая) и «Ангарский завод полимеров» громадным объемом существующего импорта, то «Стайровит» ожидает во 2-ом полугодие дальнейшее снижение объемов производства. Мы видим, что, несмотря на «обвал» спроса на ВПС, объемы выпуска отечественных производителей, остаются стабильными. Рынок «сжимается» за счет сокращение импорта. Девальвация российской валюты «удорожила» импортный ВПС на 40-50%.

Можно сказать, что «Стайровит» находится в самом бедственном положении. Данное производство рассчитано исключительно на собственную переработку – выпуск экструдированных теплоизоляционных плит. И в отличие от ситуации на рынке ВПС, здесь не только нет возможностей замещения импортных поставок, но существует переизбыток более конкурентных мощностей внутри страны. Поэтому возможностей работать на товарном рынке ПС у «Стайровита» нет. С «обвалом» строительной отрасли «рухнул» спрос на XPS. В последующем спрос на теплоизоляционные плиты будет только падать. Поэтому, второе полугодие 2009 года для «Стайровита» будет более «печальным», нежели первое.

Полистирол общего назначения

Помимо факторов спроса нельзя не отметить еще один важный для рынка ПС общего назначения момент – агрессивную маркетинговую политику «Нижнекамскнефтехим». «Стайровит» не имеет возможностей конкурировать с нижнекамцами на товарном рынке. Другие производители на этом рынке не в счет. Башкирский GPPS имеет очень ограниченную сферу потребления. ОХК на товарном рынке не работает. Весь GPPS идет на собственную переработку.

Ударопрочный полистирол

«Нижнекамскнефтехим» - единственное современное производство УПС в России. В 2009 году нижнекамцы должны довести объем выпуска УПС до 92 тыс.тонн, достигнув практически 100% загрузки установок. Во многом рост объемов выпуска УПС на «Нижнекамскнефтехим» обусловлен экспортными контрактами. ОХК – 80% УПС перерабатывает сам, остальной объем составляют фреоностойкие марки, выпускаемые для «Бирюсы» и «Норда». Необходимо отметить, что «Нижнекамскнефтехим» вытесняет с рынка не только УПС «Салаватнефтеоргсинтез», но и АБС-пластик «Пластик» (Узловая).

Вспенивающийся полистирол

Несмотря на обвал спроса на ВПС, на отечественных производителях это не отразится. Точно также, как на них не отражался и динамичный рост рынка в последние годы. На протяжении многих лет объемы выпуска ВПС на трех отечественных заводах остаются стабильными.

Отдельная тема – попытка «Стайровита» работать на рынке ВПС. Вопрос заключается в том, сможет ли «Стайровит» достичь конкурентных цен по сравнению с импортной продукцией. Насколько затраты на дополнительные технологические циклы, связанные с получением ВПС из GPPS,  смогут компенсировать таможенные издержки? Надо также понимать, что, помимо этого, западные производители имеют преимущество за счет наличия сырьевой базы, масштаба и эффективности производства. Пока цены «Стайровита» - неконкурентны. Если эти цены продиктованы экономикой производства, то стоит предположить, что шансов работать на рынке ВПС у «Стайровита» - немного.

Долгосрочный прогноз

Прогноз развития отечественного рынка полистирола в 2010-2014 гг. основан на анализе трех макроэкономических факторов:

Во-первых, рынки GPPS и ВПС всецело зависят от динамики развития строительной отрасли. Большая часть GPPS и практически весь объем ВПС идут на производство теплоизоляционных материалов.

Строительная индустрия «рухнула». Однако последствия этого «обвала» еще предстоит пережить. Статистика ввода жилья имеет определенный лаг. В первом полугодии 2009 года было введено площадей практически столько же, сколько в аналогичном периоде 2008-го года. Во втором полугодии Госстрой ожидает сокращения показателей. Это притом, что именно на декабрь приходится значительная часть сдачи строительных объектов. Однако уже в следующем году статистика зафиксирует глубокий «обвал». В этом году сдавались объекты, которые были начаты в предыдущие годы. А вот начинать строительство в данное время никто не планирует. В 2010 году, по-видимому, мы увидим «дно» падения объемов строительства. После чего начнется медленное восстановление.
Восстановление будет действительным медленным. Это связано с тем, что в отличие от докризисных времен, в России не будут работать финансовые драйверы строительной отрасли – кредитование как потребителей, так и застройщиков. Поэтому на докризисные объемы строительство не выйдет и к 2014 году.

Подобный прогноз строительной отрасли предрекает тяжелые времена для производителей ВПС и GPPS.

Таблица 6.5. Прогноз объемов потребления, производства, импорта, экспорта ПС в 2009-2014 гг.

Год2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.
Вод площадей, млн.кв.м.70,6624041444853
Темпы прироста, % -13,8%-55,0%2,4%6,8%8,3%9,4%


Во-вторых, спрос на УПС находится под воздействием развития индустрии товаров народного потребления и автомобилестроения. Здесь дела будут несравнимо лучше.

Потребительский спрос начнет восстанавливаться в ближайшее время. В принципе, потребительский спрос – драйвер развития любой отрасли. Поэтому восстановление любой отрасли возможно только по мере роста доходов населения. Рост доходов будет стимулировать рост торговли. Следовательно, спрос и на одноразовую посуду, и на многочисленные изделия электроники, ТНП и т.д. будет расти. Именно, то, что определенная часть GPPS идет на производство одноразовой посуды и литьевых изделий обеспечит рынку данного полимера не столь драматичную ситуацию, какая будет на рынке ВПС.

В-третьих, уже говорилось об автомобилестроении как драйвере рынка УПС. Приход зарубежных автопроизводителей на российский рынок означает неизбежность локализации производства комлектующих – базовой сферы использования УПС. Более того, рост рынка УПС будет сдерживаться ограниченностью установленных мощностей.

Прогноз конкуренции

До кризиса было два инвестиционных проекта, связанных с производством полистирола. Оба – связаны с Сибуром. Первый – связан с «Пластик» (Узловая), второй – с «Сибур-Химпром» (Пермь). Конфигурация этих проектов постоянно менялась. Решалось, где производить GPPS, где – ВПС. Сейчас же очевидно, что в ближайшее десятилетие эти проекты реализованы не будут.

Рынок GPPS

По-сути, на рынке один производитель – «Нижнекамскнефтехим». Продукция других производителей неконкурентна. ОХК и «Салаватнефтеоргсинтез» - старые производства. ОХК на товарном рынке и не работает.

«Стайровит» - не способен конкурировать на товарном рынке по цене, ввиду отсутствия сырьевой базы. Остается открытым вопрос, может ли в принципе «Стайровит» («Пеноплэкс» в целом) выжить.

Рынок ударопрочного ПС

На рынке одно современное производство – «Нижнекамскнефтехим». Учитывая, что ожидается дефицит мощностей, загружены будут и «Нижнекамскнефтехим» и «Салаватнефтеоргсинтез». ОХК будет производить ПС  в ограниченном объеме для своей посуды и для старых клиентов – производителей холодильников.

Рынок ВПС

Кризис продлит жизнь отечественного ВПС. Существующие объемы сохраняться и в ближайшие пять лет. Вопрос заключается в том, способна ли идея «Стайровита» получать из GPPS ВПС заместить импортные поставки.

С анализом российского рынка полистирола  Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок полистирола в России».

www.polymery.ru