ХИМИЯ УРАЛА: моногорода и кризис | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как справляются с кризисом монопрофильные поселения Урало-Западносибирского региона? Химические производства подошли к кризису более подготовленными по сравнению с металлургическими, а спрос на их продукцию устойчивее. Однако социальные тенденции в городах, завязанных на предприятия химии, говорят об отсутствии ясных перспектив развития… | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как справляются с кризисом монопрофильные поселения Урало-Западносибирского региона? Сегодня мы представим итоги последнего отраслевого исследования монопрофильных городов региона. Рассмотрим города, центральные предприятия которых специализируются на органической и неорганической химии. Всего в выборку попало семь поселений Тюменской области, Башкортостана и Пермского края, в которых действуют шестнадцать предприятий (см. карту и таблицу описания предприятий). На химии У химических городов есть несколько ключевых отличий. Выпускаемую продукцию можно считать более высокопередельной, чем металл и нефть (для производителей калийных удобрений это характерно в меньшей степени). Соответственно, мировой спрос более устойчив и предсказуем, а цены — менее волатильны и не склонны к образованию «пузырей». Таблица 1 Химические предприятия, определяющие развитие города
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рассматриваемые химические предприятия в отличие от металлургических и нефтяных в основной массе самостоятельны и в холдинговые структуры не входят. Многие хоть и принадлежат крупным вертикально интегрированным структурам (например, Полиэф контролируется ЛУКойлом и Сибуром, «Сода» и «Каустик» — «Башкирской химией»), но сохранили самостоятельность в рыночном позиционировании и принятии оперативных решений. Исключениями можно считать только Тобольск-нефтехим, входящий в Сибур, березниковский «Азот» (Уралхим) и Салаватнефтеоргсинтез (Газпром). Химические предприятия создавались позже металлургических, проблемы с изношенностью основных фондов у них менее остры. Инвестиционный цикл обновления оборудования они начали раньше, и характер его был иной: если металлурги больше внимания уделяли восстановлению и перевооружению заброшенных советских мощностей, не востребованных в 90−е, то химики занимались созданием новых производств. В итоге химики могут считать первый инвестиционный цикл периода экономического роста законченным (см. таблицу инвестиционных проектов), в отличие от металлургов, не сумевших за несколько «сытых» лет перевооружить производство и подошедших к кризису с музейными технологиями и высочайшей себестоимостью. Таблица 2 Некоторые инвестиционные проекты рассматриваемых предприятий в 2003 — 2008 годах
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кто-кто в тереме живет… Между тем социальные показатели свидетельствуют: не во всех химических городах ситуация стабильна (см. график демографии). Катастрофическое положение складывается в Губахе: в 2007 году естественная убыль населения составила свыше девяти промилле, а сальдо миграции — минус 140 промилле. Мы даже не стали приводить город на графике: данные несопоставимы по масштабу с прочими городами. Однако теперешние градообразующие предприятия Метафракс и коксохимический завод винить в этом не стоит: Губаха основана как шахтерский город Кизеловского угольного бассейна. С 60−х годов прошлого века у кизеловских угольщиков начался спад производства, а во второй половине 90−х — ликвидация шахт в связи с низкой рентабельностью. С 2002 года добыча угля в Кизеловском бассейне прекращена. С тех пор Губаха (как и не вошедший в выборку Кизел) вымирает с огромной скоростью. При сохранении текущих демографических тенденций Метафраксу для дальнейшего развития придется задумываться над привлечением работников из соседних городов, а это может значительно повысить затраты на персонал. Тобольск в демографическом плане демонстрирует характерную для многих тюменских городов (как юга области, так и нефте— и газоносных северных автономных округов) тенденцию: здесь очень высок миграционный прирост населения за счет созданного в период экономического роста представления об области как об углеводородном Клондайке. Миграционный приток определяет и качественный состав населения в городе — оно моложе, чем в остальных городах выборки. В Стерлитамаке складывается типичная демографическая ситуация для стабильного крупного города республики. Салават, наоборот, нетипичен: с 2007 года отрицательный миграционный прирост здесь только усиливается. По словам сотрудников «Салаватнефтеоргсинтеза», осенью 2008 года на заводе для снижения затрат решили изменить схему начисления зарплаты, в результате премии существенно сократились. Опытные специалисты завода и молодежь поспешили найти себе более высокооплачиваемые места на ГПЗ в Ямале. Качественно хуже по обоим показателям ситуация в Березниковско-Соликамском узле. Уровень естественной убыли населения здесь объясняется давно сложившимися экологическими проблемами и старением населения, к тому же он вполне соответствует общей ситуации по Пермскому краю (в среднем — минус 3,5 промилле). А мощный миграционный отток заставляет искать социально-экономические причины. Несмотря на рентабельность выпуска минеральных удобрений и наличие фундаментальных предпосылок к дальнейшему развитию этой отрасли, будущее калийных производств Верхнекамского месторождения туманно. Причина — серьезные инфраструктурные ограничения. И если напряженность с энергообеспечением калийщики сумели ослабить за счет развития собственной малой генерации, то проблемы транспортного сообщения им своими силами не решить (хотя попытки за счет интенсификации судоходства предпринимались). Конечно, достраиваемый в этом году 53−километровый обход Яйва — Соликамск сможет разрядить обстановку, однако эксперты утверждают, что развитие территории способно обеспечить лишь строительство магистрали Белкомур. Неуверенность в развитии города связана также с низким уровнем развития малого бизнеса в Соликамске и Березниках: предприниматели жалуются, что средне— и долгосрочное планирование без оглядки на якорные предприятия бессмысленно, а значит, в текущей ситуации практически невозможно. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Схема «Моногорода Урала» … Иди и ты к нам жить Хотя в экономическом плане Березники и Соликамск можно рассматривать как единый комплекс, в социально-политическом плане у городов есть серьезное отличие — характер взаимоотношений администрации города и градообразующего предприятия. И здесь Соликамск проигрывает. Еще с советских времен в моногородах сложилась логичная система: единственной кузницей управленческих кадров для городской администрации выступало якорное предприятие. Плюсы в такой модели есть: во-первых, административные главы проходили хорошую школу управления и были достаточно квалифицированны, во-вторых, пользовались уважением персонала, а значит, поддержкой основной части населения города, в-третьих, имели хорошие связи с руководством предприятия. В итоге город хоть и был вторичен по отношению к предприятию, но мог развиваться вместе с ним. С некоторыми изменениями подобная система сохранилась в Березниках: избранный весной 2006 года главой города Андрей Мотовилов около десяти лет до этого работал на градообразующем Уралкалии. Активную позицию в градоустройстве демонстрируют, по отзывам горожан, и березниковский «Азот» (точнее сказать, владеющий им холдинг Уралхим), и комбинат «Ависма». Так или иначе, векторы развития основных предприятий транслируются городу через активное взаимодействие администрации и производственного менеджмента. В Соликамске с его «Сильвинитом» ситуация иная. Избранный летом 2006 года на пост мэра Сергей Девятков — человек «не с предприятия», до избрания главой работал генеральным директором ООО «Стройменеджмент-Холдинг». И по свидетельствам многих, конструктивный контакт с руководством компании ему наладить не удается. А менеджмент «Сильвинита» зачастую занимает позицию отстраненного наблюдателя во многих вопросах городской политики. К тому же Соликамск значительно меньше Березников, и предприятий, сравнимых с «Сильвинитом» по социальному влиянию, здесь нет: магниевый завод по большому счету контролируется «Сильвинитом», Соликамскбумпром сравнительно с «Сильвинитом» работодатель некрупный (3,1 против 11,3 тыс. человек). Сообщество малых предпринимателей вообще разрозненно и проводить слаженную политику на городском уровне не способно. Не вдаваясь в анализ причин сложившейся в Соликамске политической ситуации, отметим, что горожане становятся заложниками противостояния городской администрации и одного из крупнейших работодателей в Пермском крае. Это негативно сказывается на общем уровне социальных ожиданий горожан. Насилу выскочить успели Объективных экономических причин для паники в рассматриваемых химических городах нет: продукция имеет устойчивый спрос, есть фундаментальные предпосылки для его роста, а уровень себестоимости опасений не вызывает. Некоторым исключением может стать разве что цементное производство, «не вовремя» реконструированное на ОАО «Сода» в Стерлитамаке: строительный спрос в ближайшее время вряд ли восстановится. Однако оно для предприятия — не определяющее. Самыми острыми для некоторых химических городов становятся вопросы демографии и социальных ожиданий. Как на одну из причин можно указать на самостоятельность предприятий. Компании, входящие в металлургические и нефтяные холдинги, отличает большая стабильность, диктуемая долгосрочными стратегиями развития крупных вертикально интегрированных структур. В этом смысле сибуровский Тобольск-нефтехим и газпромовский Салаватнефтеоргсинтез выглядят в выборке более привлекательными. Что касается находящегося на отшибе (в территориальном плане) монопрофильного Березниковско-Соликамского узла, то вряд ли даже сильные градообразующие производители калийных удобрений в состоянии в полной мере обеспечить городам уверенность в будущем. По нашему мнению, гарантом долгосрочных перспектив этой большой территории способно выступить только государство. Причем основным инструментом должна стать не диверсификация промышленности за счет малого бизнеса и туризма, а внятная стратегия промышленного развития. Если государство четко осознает, в каком качестве оно видит основные городские производства в структуре регионального и федерального промышленного комплекса на десятилетия вперед и закрепит это видение в соответствующих документах, то и у городов появится уверенность. В качестве первого и основного шага в этом направлении можно рассматривать реализацию проекта «Белкомур». Однако речь должна идти не только о строительстве железной дороги, но и о детальной разработке плана ее окупаемости и развития, основой которого должна стать промышленность Березниковско-Соликамского узла. «Эксперт Урал» №37 (391) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||