ЖЕРТВЫ КРИЗИСА: Nokian Tyres в России


Финский производитель шин Nokian Tyres, сделавший в свое время ставку на Россию, оказался заложником обвального падения автомобильного рынка в нашей стране. Его продажи упали более чем втрое.


Финский производитель шин Nokian Tyres, сделавший в свое время ставку на российский рынок, оказался заложником обвального падения продаж автомобилей в нашей стране. Его продажи непосредственно в России за первые девять месяцев 2009 года упали на 71,5%, до 81,1 млн евро. В результате доля выручки, приходящаяся на Россию и СНГ, сократилась с 40 до 22%. Все дело в том, что иностранные производители были представлены в основном в премиальном сегменте, который в кризис в России просел сильнее всего.

Как сообщила 3 ноября 2009 Nokian Ty¬res, ее продажи в России и странах СНГ в январе—сентябре 2009 года упали на 63,1%, до 127,9 млн евро, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целом выручка концерна снизилась лишь на 32,2%, до 550,8 млн евро. В результате доля выручки, приходящаяся на страны СНГ (включая Россию), снизилась почти вдвое, до 22%, тогда как доли других регионов выросли. Чистая прибыль Nokian Tyres за девять месяцев составила всего 29 млн евро против 151,5 млн евро в январе—сентябре 2008 года. Для оптимизации своих издержек в конце года финская компания планирует на 17 дней остановить свои заводы, в том числе и российский.

Провал российского шинного рынка вполне ожидаем и обусловлен в первую очередь падением продаж автомобилей. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в сентябре этого года на российском рынке продано 1,11 млн машин, что на 51% меньше, чем годом ранее.

Данные о производстве в России Nokian не раскрывает. Но в компании отмечают, что на российском заводе работают только шесть из семи производственных линий (их установленная мощность — 7 млн штук ежегодно), а значительная доля произведенной продукции экспортируется. Другие производители шин в России пока не отчитались за третий квартал этого года. По данным Минэкономразвития, в целом производство шин в России за январь—сентябрь упало на 32,2%, до 14,2 млн штук. Падение продаж в штучном выражении не столь значительно из-за изменения предпочтений покупателей — они переключились на дешевые покрышки, в основном отечественные.

Премиальный же сегмент, представленный в основном местными заводами Nokian и Mi¬che¬lin, а также импортом, показал более значительное падение. Так, по данным Nokian, в 2008 году премиальный сегмент занимал почти треть рынка (около 10 млн покрышек). Но к концу этого года, по прогнозу компании, он сократится вдвое (до 5 млн штук), заняв лишь пятую часть от общих продаж. При этом сам рынок сократится почти на 30%, до 25 млн штук. Другие производители («Сибур — Русские шины» и Michelin) дают аналогичные прогнозы: падение рынка на 30—35%, до 25—26 млн штук.

Но в рыночном потенциале России Nokian Tyres не сомневается. Как отмечает в сообщении компании ее президент Ким Гран, российский рынок все еще слаб и компания ожидает скорее постепенного, чем быстрого восстановления. Но начаться оно может уже в 2010 году, а в 2011—2012 годах рынок примется набирать силы, прогнозирует г-н Гран. И, согласно ожиданиям Nokian, в 2012 году продажи шин в России вернутся на уровень 2008 года. «Во многом подъем шинного рынка находится в прямой зависимости от тенденций на автомобильном рынке, — добавляют в Michelin. — Кризис может продолжаться еще шесть-девять месяцев, но очевидно, что рано или поздно он закончится».

По материалам www.rbcdaily.ru