ПОТРЕБЛЕНИЕ ПОЛИАМИДОВ: конструктивный сегмент


По набирающему обороту российскому рынку полиамидных пластиков больно ударил экономический кризис – спад достигал 50%. Но сегодня есть все основания предполагать, что дно «пройдено». Каковы сегодня перспективы в плане потребления конструкционных полиамидов? Мы обратились к одному из главных отраслевых экспертов – Михаилу Кацевману.


На растущем рынке конструкционных полиамидов экономический кризис сказался наиболее тяжело. Ведь основные потребляющие отрасли – автопром, электротехника, машиностроение сократили производство практически вдвое. И, говоря о перспективах, было бы ошибочно полагать, что, например, один из главных потребителей – автопром – восстановит позиции уже в ближайшее время. В этой связи, какие перспективы у рынка сегодня? Мы обратились к одному из крупных специалистов по полимерным компаундам, директору по науке группы «Полипластик» Михаилу Львовичу Кацевману.

- Михаил Львович, насколько просел рынок полиамидных инженерных компаундов из-за кризиса?

- По результатам 2008 г. рынок литьевых полиамидов оценивался примерно в 24 тыс. т,  из которых «Полипластик» поставлял примерно половину, то есть 12 тыс. т. Сегодня можно предположить, что по итогам 2009 года, объем рынка не превысит 12-14 тыс. т. Таким образом, спад 40-50%. Наши объемы также сократились соразмерно общему спаду.

- Но некоторые участники рынка в отдельных сегментах называют более мрачные цифры – до 70%...

- Возможно, такой спад и имеет место, но только применительно к отдельным субъектам рынка, но не к рынку в целом. Судите сами: главный потребитель – российский автопром (вместе с производителями автокомпонентов), на который приходится 40-50% поставок инженерных полиамидов, «просел» на 48-50% - на столько снизился выпуск автомобилей. То есть – наполовину, но не более. А, как известно, данный сегмент считается наиболее пострадавшим. Так что показатели большей отрицательной динамики вы слышите, скорее всего, от игроков, которые в результате кризиса потеряли свою долю на рынке. Обычное явление, когда более сильные вытесняют более слабых – вопрос конкурентоспособности…

Наша компания, в частности, сократила поставки компаундов производителям автокомпонентов, но не прекратила. В условиях кризиса в 2009 г. мы уже поставили для АвтоВаза (его сателлитам) около 2 тыс. т ПА композиций. Но на быстрое восстановление данного рынка пока рассчитывать не приходится – всем известно, в каком положении сегодня находится наш автогигант.

- Возможно ли, что спрос на полиамиды будут стимулировать западный автопром, локализующий свои сборочные производства в России?

- Думаю, этого не стоит ожидать в ближайшее время, по крайней мере, никак не раньше 2012-2013 гг. Западный автопром в первую очередь локализует крупногабаритные несложные изделия (из соображений логистики) – бамперы, полки багажника, обивка и др., для которых, как правило, используется полипропилен. Что касается более сложных и технологичных компонентов, изготавливаемых из полиамидов, таких как, например, детали подкапотного пространства, то они приходят на конвейер в составе более крупных узлов из-за рубежа. Да, их много, но вряд ли кто-то в ближайшем будущем полностью локализует в России, скажем, производство двигателей. Тем не менее, отдельные подвижки в этом направлении есть, но это касается не только выпуска автокомплектующих, а, скорее, такого обширного сегмента, как электротехника. И инициатива здесь исходит от российских компаний.

Хороший пример – компания «ДКС» («Диэлектрические кабельные системы»), один из ведущих производителей кабеленесущих систем  и электрощитового оборудования в России. Их производство полиамидных труб в Твери – настоящий прорыв! Они наладили выпуск полиамидных труб (индустриальные гофрированные полиамидные трубы и аксессуары для них) в 2009 г. и уже успели удвоить объемы закупок ПА компаундов у нашей компании. В настоящее время они изготавливают изделия преимущественно для отечественного автопрома и электротехники, но уверен, что в будущем в очередь к ним встанут и зарубежные компании, локализующие свои производства – их продукция будет востребована и в этой сфере.

ПА-трубки из импортного сырья

Стоит отметить еще одного производителя полиамидных трубок, рассчитанных непосредственно на автопром – это компания «Тиссан» (Набережные Челны). Ее продукция – высокой степени ответственности и высокотехнологичная, в частности, предназначена для топливных и пневмотормозных систем автотранспорта. Среди потребителей – такие автомобильные заводы, как ОАО «КАМАЗ», ОАО «АЗ «УРАЛ», ОАО «ГАЗ», ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «УАЗ» и др. Но «Тиссан» в качестве сырья закупает исключительно импортный полиамид Rilsan (полиамид 11 фирмы Arkema). В 2008 г. компания использовала около 300 т импортного полиамида.

- Какие еще перспективные сегменты потребления имеются для рынка полиамидных пластиков. Возможно, бытовая техника?

- Бытовая техника, или «белая техника», сегодня для поставщиков полиамидов особого интереса не представляет. Здесь был один интересный сегмент – маховые колеса. Но ему найдена более эффективная альтернатива (двигатель на барабане). Так что в плане полиамидов на бытовую технику никаких надежд не возлагается. Другое дело – производство электроинструментов. Тем более сейчас зарубежные компании создают в России собственные производства, которые в условиях кризиса, кстати, в более выгодном положении, чем просто импортеры. Пример – компания BOSH с их производственной площадкой в Саратове.

Узкие сферы

Имеются и отдельные узкие сферы потребление полиамидов, будущее в которых, казалось бы, сегодня выглядит несколько туманно, но во многом зависит от самого предприятия, его стратегии. Это, например, производство технологической оснастки для текстильной и легкой промышленности. Такую продукцию (катушки, втулки и др.) сегодня выпускает предприятие «Техпластмасс» во Владимирской области. Но, не останавливаясь на одном направлении, оно освоило выпуск ТНП под собственной торговой маркой "EKKO plast ". Предприятие сегодня закупает импортный ПА-66 и компаунды на основе ПА-6 у того же «Полипластика» (Армамиды).


Естественно, потребление полиамидов будет расти в такой традиционной области, как машиностроение, где эти пластики выступают в качестве замены металлу. Сохранится потребление в электротехнике, оборонной промышленности и даже во вполне традиционном, но несколько необычном сегменте, как на предприятиях Всероссийского общества слепых, где выпускаются розетки и др. электротехнические изделия… Все зависит от конкретной бизнес-единицы, ее стратегии.

Наша компания в этом году вышла на мировой уровень. Сегодня мы экспортируем один из наших лучших ПА компаундов в Германию – стеклонаполненный термостабилизированный полиамид (Армамид). В 2009 г. уже поставили 500 т. Таким образом качество нашей продукции признали в Европе. Сохраним и приумножим свои позиции мы и на российском рынке. Главное не ждать его оживления, а вместе с партнерами – потенциальными потребителями его создавать, предлагая конкурентоспособную продукцию и эффективные решения.

Newchemistry.ru

Ознакомиться с российским рынком полиамидов Вы можете в  исследовании

«Анализ рынка полиамидов в России в 2008-2009 гг.»