НУЖНА ЛИ АССОЦИАЦИЯ ТБХ? |
В настоящее обсуждается вопрос о необходимости и своевременности создания национального альянса производителей товаров бытовой химии, средств личной гигиены и косметики... |
В настоящее время в отрасли на всех уровнях обсуждается вопрос о необходимости и своевременности создания национального альянса производителей товаров бытовой химии, средств личной гигиены и косметики. Большое число производителей поддерживают данную инициативу, есть руководители, настроенные скептически и с опаской относящиеся к данной идее. Объединяет всех одно: нет равнодушных или не признающих, что существуют общие проблемы, требующие решения. В России на сегодняшний день нет ни одной общественной организации, представляющей интересы национальных производителей товаров бытовой химии на региональном и федеральном уровне. А между тем в настоящий период производители ТБХ испытывают ряд общих серьезных проблем, решение которых силами отдельно взятой компании невозможно. Двадцать лет назад, когда крупнейшая международная компания Procter&Gamble готовилась выйти на рынки Восточной Европы и России, никому и в голову не могло прийти, что всего через 10 – 15 лет доля рынка российских производителей снизится по некоторым товарным категориям до 15 – 20%. Пул из 20 крупнейших западных компаний создал в России собственную ассоциацию АППИК БХ, с помощью которой обеспечил жесткое лоббирование собственных интересов на всех уровнях власти и тем самым обеспечил себе благоприятные и комфортные условия вывода собственной продукции на российский рынок. Под давлением АППИК БХ и западных компаний делаются попытки привести российскую нормативно-правовую базу в сфере производства ТБХ в соответствие с отдельными европейскими нормативными актами. Это позволит западным производителям быстро и без лишних затрат выводить в сбытовую сеть свою продукцию, используя Россию еще и как полигон для их производства и уводя тем самым из Европы экологические проблемы. Пассивная позиция ведущих российских производителей, неготовность большинства руководителей к столь быстрому изменению политического строя и экономической модели привели к тому, что сегодня иностранная продукция доминирует на полках магазинов, а российские предприятия испытывают огромные затруднения со сбытом не менее качественной и более выгодной по цене продукции. Ситуация, когда целая отрасль народного хозяйства испытывает затруднения с поставками своей продукции в сбытовую сеть, а потребитель не видит, не знает и не имеет возможности приобретать качественную недорогую продукцию отечественного производства, не может являться нормальной в любой стране мира. На территории Европы действуют около десяти профессиональных ассоциаций и союзов, представляющих интересы национальных производителей товаров бытовой химии, средств личной гигиены, косметики. Самые значимые – IKW (Германия), Colipa (Европейская Ассоциация парфюмерии, косметики и средств гигиены), A.I.S.E. (Европейская ассоциация бытовой и профессиональной химии), Cefic (Европейский Совет Химической промышленности). Силами данных ассоциаций создается четкая нормативно-правовая база, защищающая интересы национальных производителей и не позволяющая иностранным производителям вывести на европейский рынок свою продукцию, если она в полной мере не соответствует действующим требованиям нормативных актов. Практически все отрасли в России имеют свои профессиональные ассоциации: АПМП (Ассоциация производителей мыловаренной и масложировой продукции), РПКА (Российская парфюмерно-косметическая ассоциация), Российский Союз Химиков (крупнотоннажная химия, нефтяники). Производственники ТБХ на сегодняшний день представляют собой разрозненную по большей части инертную среду, не принимающую участия в разработке нормативно-правовой базы. И это притом, что история некоторых крупнейших национальных производителей, например, ОАО «Нэфис Косметикс», ОАО «Свобода», ЗАО «Аист», ОАО «Невская косметика» и др. насчитывает не одно десятилетие. Данные предприятия успешно работали еще во времена действия советских ГОСТов, предъявлявших высокие требования к качеству и гарантировавших потребителю высочайшую степень безопасности выпускаемой продукции. Что даст объединение ведущих производителей в альянс? 1) Лоббирование и защита интересов российских производителей во всех регионах. Привлечение ассоциации для решения ситуаций, связанных с разбирательством споров и сговоров и нарушением законодательства, оградит отдельно взятую компанию от последствий и возможного давления на нее со стороны, например, недовольной торговой сети, посредством нерыночных и недобросовестных методов. На сегодняшний день уже существуют прецеденты, когда несколько производителей, объединившихся в инициативную группу, обращаются за разрешением спорных и проблемных ситуаций с сетевой розницей в Федеральную Антимонопольную Службу, добиваются положительных результатов и устраняют нарушения в свой адрес. Вмешательство ассоциации национальных производителей в разрешение подобных ситуаций позволит отдельным компаниям не попасть в немилость у закупщиков торговых сетей, поскольку инициатива проведения проверки будет исходить от ассоциации, а не от конкретной компании. Благодаря экономическому кризису власти всерьез озадачены необходимостью укреплять промышленный потенциал страны. Ряд отраслей получил финансирование и субсидии из госбюджета. В основном речь идет о крупных производствах. Принимаются законы, поддерживающие национальное производство. Практически все отраслевые ассоциации принимают участие в постоянном диалоге с властью, чтобы донести до чиновников проблематику своей индустрии. Если ключевые компании, такие как ОАО «Нэфис Косметикс», ОАО «Невская Косметика», ОАО «Свобода», ОАО «Сода» и др. сообща подключатся и начнут работать в этой области, то вероятность того, что интересы национальных производителей будут учтены нормативно и законодательно, многократно увеличится. Сложившиеся в настоящий момент благоприятные для многих российских производителей рыночные условия продлятся недолго. Пройдет не больше года и ценовое преимущество российских ТБХ перестанет быть первоочередным критерием потребительского предпочтения. Проблемы конкуренции и сбыта снова обострятся. Потребитель будет постепенно возвращаться к более дорогой продукции, которая на данный момент производится преимущественно западными компаниями. Товарам отечественного производства сейчас отводится в основном низший ценовой сегмент с минимальной нормой прибыли. И если в среднем ценовом сегменте отечественные ТБХ еще встречаются, то в высший ценовой сегмент российские производители по ряду объективных и субъективных причин выйти не могут. Если уже сейчас ведущие предприятия отрасли не начнут сообща работать на своё будущее, участвовать на равных в диалоге с властью, торговыми сетями, предприятиями оптовой и розничной торговли, - время будет упущено. Национальная отрасль производства товаров бытовой химии, средств личной гигиены и косметики будет и дальше терять свои позиции на рынке. Преобладающее большинство компаний – производителей ТБХ, средств личной гигиены относятся к малому и среднему бизнесу. Поддержка малого и среднего бизнеса является одной из приоритетных задач региональных властей, которые понимают, что местные бюджеты формируются за счет налоговых отчислений преимущественно именно таких компаний. Они охотно идут на контакт с объединениями предпринимателей, а вести диалог с каждой отдельной компанией проблематично и не эффективно. Неоспоримым преимуществом объединения в отраслевую ассоциацию является то, что таким образом конкуренты смогут сесть за общий стол переговоров и сообща решать проблемы. Бизнес-среда в отрасли станет цивилизованной, а сбытовым сетям будет проблематично игнорировать интересы организованного сообщества поставщиков продукции. Благодаря деятельности ассоциации также возможно навести порядок во взаимоотношениях с оптовиками, магазинами, другими закупающими организациями. Постоянный обмен информацией о недобросовестных компаниях позволит избегать проблем с дебиторской задолженностью, мошенничествами. Все случаи некорректного поведения кого-то из партнеров можно будет фиксировать, и информировать о них членов ассоциации. В период проведения выставки ИНТЕРБЫТХИМ’2010 планируется организация первого форума руководителей отрасли для очного обсуждения перспектив отрасли и выработки плана деятельности ассоциации. Территория ведущей отраслевой выставки помимо основной торговой площадки станет местом встречи руководителей предприятий и деловым ядром отрасли. Приглашаем всех заинтересованных лиц к предварительному обмену мнениями по данному вопросу в форме организации встреч с членами инициативной группы. Наталия Толкачева, e-mail: tolkacheva@interbytchim.ru |