ЭКСПОРТ МАЗУТА В 2009 ГОДУ


За январь-сентябрь-2009, в сравнении с тем же периодом 2008 г. экспорт нефтепродуктов возрос на 3% - до 89,1 млн тонн. Правда, по стоимости он снизился почти вдвое - до 31,7 млрд долл.


Столь существенное падение цен обусловлено, во-первых, сравнительно низким качеством большинства отечественных нефтепродуктов в сравнении с зарубежными. Во-вторых, ужесточением в большинстве стран экологических требований к нефтепродуктам. Эти обстоятельства вынуждают российских поставщиков активно демпинговать на внешнем рынке. Но в результате - даже вопреки росту среднемировых цен на большинство видов нефтепродуктов за последний год доходы по их экспорту беспрецедентно упали.

А в-третьих, Россия на мировом рынке уже который год представлена в основном низкосортными, точнее - высокосернистыми разновидностями котельно-печного топлива (преимущественно мазута). Что связано со структурой внутрироссийской нефтепереработки. Но спрос на эти товары почти не растет, зато экологические требования к мазуту за рубежом ужесточаются в максимальной степени. Поэтому даже незначительный рост экспорта из РФ нефтепродуктов пока не может сопровождаться адекватным ростом валютной выручки.

Перевалка мазута через порт Санкт-Петербурга

Объем экспорта российских нефтепродуктов через перевалочный комплекс на внешнем рейде порта Санкт-Петербург в навигацию 2009 года, по прогнозу, составит 3 млн 490 тыс. тонн мазута и вакуумного газойля (ВГО). Перевалка ВГО уже завершена и танкер-накопитель «Скип Джек» покинул якорную стоянку 5А на рейде порта Санкт-Петербург (за Кронштадтом), перевалка мазута продлится примерно до 15 ноября 2009 года (танкеры-накопители «Владимир Тихонов» и «Саян»).

Из всего объема перевалки экспортных нефтепродуктов в навигацию 2009 года на долю ВГО пришлось 617 тыс. тонн. На сегодняшний день совокупный объем перевалки нефтепродуктов через «Ин-Транзит» с начала навигации (в первой декаде мая 2009 года) превысил 3,2 млн тонн.

Нефтепродукты на рейдовый перевалочный комплекс ЗАО «Ин-Транзит» для формирования экспортных партий в 2009 году завозятся речным флотом с группы Уфимских НПЗ, с Самарских НПЗ и Нижнекамского НПЗ. Начиная с 2006 года на внешнем рейде порта Санкт-Петербург работает одна стивидорная компания – ЗАО «Ин-Транзит», установившая в 2008 году, как и в 2009 году, три танкера-накопителя. Экспорт нефтепродуктов (мазут и ВГО) через «Ин-Транзит» в 2008 году составил 3,1 млн тонн.

Подробнее с ситуацией на российском рынке мазута можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок мазута в России».

www.newchemistry.ru