ГЕОСИНТЕТИКА. СОБЫТИЕ ГОДА: дебют «Сибура»


В 2009 г. «Сибур» вышел на рынок экструзионных геосеток, реализуя масштабный проект по их производству на двух площадках – в Кемерово и Тульской области. Он станет главным событием года на российском рынке геосинтетики.


Холдинг «Сибур» в качестве развития бизнеса переработки полимеров реализует целую программу по нетканым материалам и геосинтетике. Видя большой потенциальный спрос на зарождающимся рынке, холдинг решил наладить производство ПП – геосеток. Было закуплено импортное экструзионное оборудование, обучен персонал. И в августе 2009 года холдинг запустил первое производство геосеток мощностью 3 тыс. т/год на кемеровском «Ортоне».

Надо отметить, что ранее «Ортон», выпускающий шелковые ткани, оказался в кризисном положении – производство было остановлено. И перепрофилирование предприятия являлось единственным логичным вариантом. Как отметил Дмитрий Конов, президент «Сибура»: «Впервые в истории компании мы перепрофилируем деятельность целого предприятия, отказавшись от нерентабельного производства тканей и наладив выпуск востребованной на рынке геосинтетики…». Запуск также обеспечил занятость персоналу «Ортона», находящемуся после его остановки без работы.

Второй площадкой «Сибура» по выпуску геосеток стал тульский «Пластик» (г. Узловая), предприятие, главной специализацией которого был выпуск полистирольных пластиков. В условиях кризиса спрос на подобные материалы сильно сократился (например, со стороны автопрома и машиностроения). И освоение предприятием нового сегмента пластиндустрии в данном случае также оправдано. На «Пластике» в сентябре 2009 состоялся запуск второй линии по выпуску ПП геосеток, аналогичной производительностью (как и в первом случае, 3 тыс. т/год).

Таким образом, общая производительность по выпуску геосеток «Апролат» на двух площадках «Сибура» сегодня составляет 6 тыс. т. Каковы перспективы данного проекта? Что даст компании новый рынок?

КОММЕНТАРИЙ Анны Линейцевой, эксперта Проектного офиса «Геосинтетика» Дирекции пластиков и органического синтеза «Сибура»:

- Почему «Сибур» – крупная нефтехимическая компания, обладающая богатой сырьевой базой, заинтересовалась рынком геосинтетических материалов, малотоннажным, высокорисковым, в отличие от других крупнотоннажных рынков? Неужели "игра стоит свеч"?

- Во-первых, на момент принятия решения у Ходинга уже было одно производство нетканых материалов по технологии «спанбонд», в том числе геотекcтиля – ООО «СИБУР-Геотекстиль». Рынок геосинтетических материалов, в особенности плоских экструзионных георешеток, низкоконкурентен. Как известно российских производителей на данный момент всего три: «Славрос», «Сибур» и «Перспектива Полимер». Работая на данном рынке, СИБУР кроме получения прибыли преследует несколько целей: развитие качественного геосинтетического рынка РФ, переработка собственного полимера. В будущем Холдинг расширит ассортимент производимых геоматериалов и сможет удовлетворять широкий круг потребностей в нефтегазовой, автодорожной и др. отраслях строительства.

- Как сегодня обстоят дела на производственных площадках «Ортона» и «Пластика»?

- В данный момент на них уже начато производство плоских экструзионных двуосноориентированных георешеток, первые отгрузки которых потребителям начались в октябре 2009 г. До конца года планируется вывести оборудование на проектную мощность.

- Как рынок встретил рынок новую продукцию? Что можете сказать о первых успехах?

- Сбыт ведется в рамках плана на 2009 г. Конечно, экономический кризис неблагоприятно сказался на рынке в целом, тем не менее, строительство дорог не прекращено и потребность в качественных геосинтетических материалах имеется.

Новая продукция была встречена рынком положительно. В условиях, когда выбор плоских георешеток ограничивался одним российским производителем и дорогим импортом, у потребителей появился альтернативный поставщик качественной продукции по конкурентным ценам. Мы отмечаем высокий интерес рынка к нашей продукции.

Производя высококачественную продукцию, аналогичную импортной продукции, и реализуя гибкую политику ценообразования, Холдинг планирует к 2011 г. занять долю рынка до 20 %.

- Каковы позиции Ваших ПП сеток на рынке? Например, цена (по сравнению со стеклосетками и сетками из ПЭФ)?

- Наша продукция заняла свой сегмент на рынке: это сегмент качественного аналога импортной продукции по российским ценам.

Плоские экструзионные георешетки традиционно дороже стеклосеток и сеток из ПЭФ, однако, и области применения у них разные. Если стеклосетки и сетки из ПЭФ прекрасно показали себя при применении в верхних слоях дорожной одежды, то плоские георешетки применяются в основаниях дорожных одежд.

- Существуют ли у компании планы развивать направление экструзии сеток, например, производство сеток для ограждения строительных площадок...?

- В краткосрочном периоде планов выхода на такие сегменты как оградительные изделия нет. Расширение ассортимента планируется в сторону других видов геосинтетических материалов и материалов, используемых при земляных работах.

- Каковы дальнейшие планы по развитию геосинтетического направления, в частности, в частности, нетканого геотекстиля (полипропиленовых нетканых материалов)?

- В начале 2010 г. в рамках утвержденного плана на обеих площадках будут запущены линии по производству высококачественного геотекстиля из полипропилена по технологии «спанбонд». Мы ожидаем, что качество продукции будет гораздо выше, чем у основных российских конкурентов. Уже сейчас потребители проявляют интерес к этой продукции.

В планах Холдинга в дальнейшем развивать ассортимент геосинтетических материалов, в частности, возможно производство и других разновидностей продукции.

 С анализом российского рынка геосинтетических материалов Вы можете познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков:

Рынок нетканого геотекстиля в России

Рынок тканого геотекстиля в России

Рынок геосеток из ПЭФ нитей в России

Рынок объемных нетканых георешеток в России 

Рынок стеклосеток в России