НА РЫНКЕ ГЕОСЕТОК: российские старты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На российском рынке появляются новые производства современных геосинтетиков. Стартовали два проекта в области геосеток, применяемых для армирования дорог – холдинга «Сибур» и компании «Гео-Р». Оба проекта являются импортозамещающими. Каковы их рыночные перспективы? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Сибур» расставляет сетки Холдинг «Сибур» в качестве развития бизнеса переработки полимеров реализует целую программу по нетканым материалам и геосинтетике. Видя большой потенциальный спрос на зарождающимся рынке, холдинг решил наладить производство ПП – геосеток. Было закуплено импортное экструзионное оборудование, обучен персонал. И в августе 2009 года холдинг запустил первое производство геосеток мощностью 3 тыс. т/год на кемеровском «Ортоне». Надо отметить, что ранее «Ортон», выпускающий шелковые ткани, оказался в кризисном положении – производство было остановлено. И перепрофилирование предприятия являлось единственным логичным вариантом. Как отметил Дмитрий Конов, президент «Сибура»: «Впервые в истории компании мы перепрофилируем деятельность целого предприятия, отказавшись от нерентабельного производства тканей и наладив выпуск востребованной на рынке геосинтетики…». Запуск также обеспечил занятость персоналу «Ортона», находящемуся после его остановки без работы. Второй площадкой «Сибура» по выпуску геосеток стал тульский «Пластик» (г. Узловая), предприятие, главной специализацией которого был выпуск полистирольных пластиков. В условиях кризиса спрос на подобные материалы сильно сократился (например, со стороны автопрома и машиностроения). И освоение предприятием нового сегмента пластиндустрии в данном случае также оправдано. На «Пластике» в сентябре 2009 состоялся запуск второй линии по выпуску ПП геосеток, аналогичной производительностью (как и в первом случае, 3 тыс. т/год). Таким образом, общая мощность двух площадок «Сибура» сегодня составляет 6 тыс. т по выпуску геосеток «Апролат». До конца 2009 г. планируется вывести производства на проектную мощность, что, по словам представителей холдинга, позволит к 2011 г. занять 20% рынка. Технические характеристики двуосных геосеток АПРОЛАТ®
Ширина полотна – до 4 м. Сырье – 100% полипропилен. Важно отметит, что «Сибур» вышел на новый рынок экструзионных геосеток в тот момент, когда он являлся низкоконкурентным. На нем было представлено всего два российских производителя (крупнейший из которых – «Славрос»). А большая доля – принадлежала зарубежным производителям. Данный проект должен не только потеснить последних, но и обеспечить растущие российские потребности. Причем резервы для этого есть: строительство железных дорог (линии «Салехард - Надым»; соответствующее соглашение уже подписано); освоение месторождений материнской компании (Газпрома) с созданием их транспортной инфраструктуры. Гесетки «Сибура» сегодня выпускаются на базе собственного полипропилена, производимого на «Томскнефтехиме». Планируется, что в перспективе для них будет использован продукт с нового комплекса в Тобольске (мощностью 500 тыс. т), строительство которого уже началось. Тобольский полипропилен предполагается задействовать и для выпуска других материалов, в частности, геотекстильного полотна «Канвалан». «Гео-Р»: российские ПЭФ сетки Второй проект связан с расширением ассортимента геосеток из высокомодульных ПЭФ нитей, также применяемых для армирования грунтов и асфальтобетонных покрытий. Это производство рязанская компания «Гео-Р» запустила еще в 2007 г. (12 июля 2007 состоялась широкая презентация с участием местного губернатора). Но вплоть до конца 2008 г. на нем выпускались сетки с покрытием из ПВХ. А в 2009 г. компания вывела на рынок новый продукт - геосетки из высокомодульных ПЭФ нитей с покрытием битумной дисперсией, что обеспечивает их лучшее сцепление с асфальтом за счет хорошей адгезии последней. Испытания рязанских геосеток Таким образом, сегодня ассортимент, «Гео-Р» (одноосные и двухосные геосетки из высокомодульных ПЭФ нитей с покрытием ПВХ или битумом) соответствует уровню ведущих мировых производителей. Проект является для российского рынка импортозамещающим и даже в некоторой степени передовым. Аналогичной продукции сегодня в России не выпускается, потребности рынка закрываются довольно дорогим импортом, например, фирмы Huesker. (Хотя нечто отдаленно подобное - ПЭФ сетки - изготавливается на предприятии в г. Туймазы, но ни в какое сравнение они не идут ни с зарубежными аналогами, ни с новой продукцией «Гео-Р»). При этом рязанские сетки обойдутся потребителю гораздо дешевле, чем аналогичные фирмы Huesker: 115-130 руб./м2 против 190-200 руб./м2. В чем же сетки из ПЭФ выигрывают у стеклосеток? В таблице представлены сравнительные физико-механические показатели одних из наиболее популярных на российском рынке армирующих геосеток из высокомодульных (НМ) ПЭФ нитей производства компании «Huesker Synthetic GmbH & Co» марки «HaTelit» и из стекловолокна производства ООО "Стекло-Прогресс" марки «Армдор». | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сравнительные физико-механические показатели геосеток из НМ ПЭФ нитей и из стекловолокна.
На какую же нишу рассчитаны новые геосетки? В России сегодня для армирования асфальтобетонных покрытий широко распространено использование стеклосеток, производимых из ровинга. Их преимущества – в высокой устойчивости к перепадам температур, а главное – низкая стоимость. Но существенный минус в том, что стеклосетки сохраняют свои армирующие свойства только один год, со временем превращаюсь в «пыль». Поэтому, например, при строительстве федеральных трасс – их применение не лучший вариант. Геосетки компании «Гео-Р»: характеристики и номенклатура
• Удлинение при максимальной нагрузке – до 13%. Таким образом, новое российское производство сеток из ПЭФ направлено на потребности дорожных строителей в современных качественных материалах, способных существенно увеличивать продолжительность функционирования дорожного покрытия. Их качество подтверждено результатами испытаний у ведущих мировых производителей (в частности, компании Huesker). Рязанские геосетки уже находят своих потребителей (особенно в плане армирования асфальтобетона), некоторые из которых начинают их использовать вместо дорогих зарубежных. Впоследствии продукция «Гео-Р» еще больше потеснит как импорт, так и традиционные стеклосетки. Два проекта: перспективы Таким образом, оба проекта («Сибур» и «Гео-Р») сформируют предложение высокотехнологичных материалов для дорожного строительства на российском рынке. Их широкое внедрение – долгий процесс, во многом зависящий от финансирования дорожного строительства. По прогнозам, его объем в 2010 г. еще упадет и составит всего 30% от уровня 2008. Конечно, многое зависит от проектировщиков, закладывающих при составлении проекта тот или иной материал. И, по мере появления качественных российских продуктов, здесь наблюдаются качественные сдвиги. Да, есть мнение, что проблема - в желаниях строителей, которым не выгодны дороги, служащие долго. Но существуют масштабные планы по строительству объектов, закрепленные на федеральном уровне – федеральные трассы, железные дороги, месторождения, олимпиада в Сочи. Они во многом будут формировать спрос на геосинтетику. К тому же есть предписание при строительстве государственных объектов закупать материалы отечественного производства. Можно с уверенностью предположить, что в случае с геосинтетиками «Сибура» процесс пойдет успешнее и быстрее. Это обусловлено масштабами компании в целом и ее геосинтетического проекта в частности. Мощности «Сибура» по выпуску экструзионных геосеток, составляющие в сумме 6 тыс. т, позволят ему занять солидную долю на данном рынке (по прогнозам компании, 2011 г. – 20%). Более того, холдинг развивает не только отдельное узкое направление (геосетки из ПП), но и производство геополотна (Канвалан, Геотекс), а также различных нетканых материалов из ПП. Такая стратегия позволит ему формировать комплексные предложения для потребителей. Другое преимущество геосинтетического проекта «Сибура» - потенциальные заказы со стороны государства и Газпрома. (Взять, например, подписанное соглашение об обеспечении геоматериалами с корпорацией «Урал Промышленный – Урал Полярный».) Но в то же время, другой крупный российский игрок в сегменте экструзионных геосеток – «Славрос», по словам представителя компании, готов к справедливой конкуренции, имея подписанные соглашения о поставках с добывающими компаниями и определенный опыт работы в этом направлении. На растущем низкоконкурентном рынке, обладающим высоким потенциалом импортозамещения, место найдется для всех. В случае с ПЭФ сетками «Гео-Ра» - все будет определять строительство объектов с высоким уровнем ответственности – федеральных трасс, аэродромов, гидросооружений. Когда от надежности геосинтетики зависит прочность всей конструкции и, в конечном итоге, безопасность – денег на материал не жалеют. И если российский производитель может проигрывать мировым лидерами (типа Huesker или Polyfelt) в плане способности обеспечить комплексное предложение – целый пакет решений, то в плане цены – выигрывает. А она, когда обеспечение крупных строек производится на тендерной основе, решает многое. С анализом российского рынка геосинтетических материалов Вы можете познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков: Рынок нетканого геотекстиля в России Рынок тканого геотекстиля в РоссииР ынок геосеток из ПЭФ нитей в России Рынок объемных нетканых георешеток в России | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||