РОССИЯ НА РЫНКЕ КАУЧУКОВ: в условиях профицита | |
Российские производители синтетических каучуков после кризисного обвала восстанавливают объемы выпуска. Но процесс происходит медленно – какой-либо существенный подъем начнется в конце 2010 – начале 2011 года. Говоря о потенциале экспорта, который для большинства игроков имеет первоочередное значение, речь идет, скорее, об удержании своих позиций. | |
С началом мирового экономического кризиса огромные потрясения испытали основные отрасли, в которых применяются продукты переработки каучука, что повлекло за собой еще более резкое снижение спроса на каучуки. Текущие цены снизились в 2-2,5 раза по сравнению с уровнем начала 2008 года. Заметная часть российских производителей были вынуждены приостановить свои производства. Сегодня уровень выпуска на российских заводах постепенно СК стабилизируется – загрузка мощностей постепенно возрастает. Отдельные предприятия по выпуску конкретных видов каучуков (в частности, «Тольяттикаучук», по бутилкаучуку – 4,5-5 тыс. т/мес.) к лету 2009 уже вышли на докризисные объемы выпуска. Экспорт: вернуть утраченные позиции Экспорт для российских производителей синтетических каучуков имеет первоочередное значение, так как на него приходится более 50% поставок в натуральном выражении. Во II половине 2008 г. произошел спад на мировом рынке синтетических каучуков – объемы экспорта российских предприятий существенно сократились. Именно с падением конъюнктуры глобального рынка связаны остановки заводов «Сибура» в I полугодии 2009. Сегодня наметились позитивные сдвиги. Но все же более-менее существенный подъем каучукового рынка начнется только в конце 2010 года – в начале 2011 года. Российские экспортеры постепенно восстанавливают утраченные позиции. У них большой опыт заключения долгосрочных контрактов по поставкам за рубеж. Но в то же время имеют место серьезные логистические проблемы и ценовое давление западных шинных компаний. Глобальный рынок каучука становится все более профицитным. И причина – не только кризис. В мире строятся новые производства, конкуренция производителей ужесточается. Для того, чтобы сохранить свои позиции на рынке, отечественным производителям необходимо расширять глобальное предложение новых продуктов для высокотехнологичных потребителей. Теперь речь идет не только об объемах выпуска и повышении операционной эффективности. А о повышении привлекательности за счет предоставления потребителю сервисов по логистике, технической поддержке. В то же время требуется постоянно работать над качеством продукции. В таких условиях крупнейший российский игрок на рынке нефтехимии – «Сибур» - реализует стратегию «повышения привлекательности», направленную на упрочнение экспортных позиций. На его предприятиях – «Воронежсинтезкаучук» и «Тольяттикаучук» - стартуют пилотные проекты развития системы качеством продукции. Производство галлобутилкаучков в ОАО «Нижнекамскнефтехим» Кризис – время модернизации Нельзя не отметить и позитивные моменты кризиса: многие предприятия начали использовать временное снижение активности на рынке для модернизации производственных мощностей и внедрения новых технологий. В частности, реорганизацию производств была проведена на ООО «Тольяттикаучук», крупнейшем продуценте бутилкаучуков, входящем в холдинг «Сибур». На первом этапе создано четыре производства, которые объединили часть цехов существующих заводов по типу технологических процессов. Структурные изменения проводятся на предприятии в целях упрощения системы управления, исключения непрофильных функций и в целом повышения эффективности производства.
| |
На ОАО «Воронежсинтезкаучук», также входящем в холдинг «Сибур», сократившем объемы производства за 9 мес. 2009 г. на 32,7%, завершается реализация проекта по разделению технологических схем производств СКД-НД и ДССК, начался этап комплексного опробования. Приступил к работе проектный офис по реализации планов строительства нового производства ТЭП мощностью 50 тыс. т/год. Идея строительства нового производства латексов мощностью 25 тыс. тонн в год принята руководством дирекции СК и находится в стадии разработки технико-экономического обоснования. Стоит также отметить Стерлитамакское предприятие «Синтез-Каучук», в 2009 г. реализующее новый проект – промышленное производство нового экологически чистого бутадиен-стирольного каучука (теперь это второе предприятие в России, которое выпускает данную продукцию). Новый каучук более экологичен на стадии переработки в резиновые смеси при производстве шин. Таким образом, отныне стирольным каучукам открыт путь на европейский рынок, тогда как реализация метилстирольных каучуков осуществлялась только по России и в Китай. Внутренний рынок: попасть в «Премиум» Главный потребитель синтетических каучуков на российском рынке – шинная промышленность. За первые шесть месяцев 2009 года совокупный выпуск шин в России ощутимо упал (главная причина – падение в автопроме). По сравнению с аналогичным периодом 2008 года он сократился практически вдвое: с 21 227 тыс. до 12 151 тыс. шт. Данный факт, безусловно, сказался на потреблении синтетических каучуков российской шинной промышленностью… Теперь шинный рынок восстанавливается: но, в первую очередь, это касается самых дешевых шин (сегмент С, цена — 700-1100 руб. за 1 шт.). В июне 2009 их производство выросло к январю примерно в семь раз — до 1,4 млн шт. — и почти достигло докризисного уровня (в июле 2008 г. было произведено 1,7 млн шин). Дорогие покрышки — бизнес-сегмент В (1100-1600 руб. за 1 шт.) и премиум-сегмент А (от 1600 руб.) — менее популярны: их производство в июне было в два и 2,9 раза меньше докризисных объемов. Потребитель вынужден ориентироваться на более дешевые предложения, обеспечить которые в условиях девальвации рубля и при наличии ввозных пошлин (с января 2009— 30-35%) способна только отечественная промышленность. Импорт шин в таких условиях сокращается - в Россию ввозятся в основном шин классов А и В производства Pirelli, Bridgestone, Continental. Данный факт должен в перспективе позитивно сказаться на потреблении синтетических каучуков отечественными шинными заводами. К примеру крупнейший российский производитель дешевых шин — «Нижнекамскшина» - во II квартале 2009 в сравнении с первыми тремя месяцами года увеличил выпуск легковых шин на 43% до 1,5 млн шт. Рост спроса на дешевые шины в кризис — закономерная тенденция. Дополнительный стимул производству дешевых может быть обусловлен ростом выпуска «бюджетных автомобилей». Например, производство «АвтоВАЗа» в июле 2009 к маю выросло на 41,5% до 33 186 автомобилей (данные «АСМ-холдинга»). На оживление спроса надеются и производители более дорогих шин, к которым все больше «присматривается» потребитель. В дальнейшем шины сегментов В и А будут более востребованы, чем дешевые шины. Спрос на последние — явление временное, с выходом из кризиса будут повышаться и требования потребителей, поэтому спрос повернется в сторону бизнес-сегмента. На это рассчитывают и иностранные шинные компании, заинтересованные в своем присутствии в России. Так, японские Itochu Corporation и Yokohama Rubber собираются в 2010 г. начать строительство завода в Липецкой области стоимостью 4,8 млрд руб. проектной мощностью — 3,5 млн шин в год, первая очередь на 1,4 млн шин будет введена в 2011 г. Инвестировать в Россию намерена и компания Pirelli, которая планирует ввести в России два завода. Первый планируется приобрести – из бывших активов «Амтела». Второе предприятие – по выпуску грузовых шин – будет построено «с нуля». Так, Pirelli подписано соглашение с госкомпанией «Ростехнологии» о создании совместного предприятия с начальной годовой мощностью в 4,2 млн. шин в год (в Самарской области). Инвестиции зарубежных компаний в шинный рынок России в перспективе должны найти позитивное отражение на внутреннем спросе на синтетические каучуки (в том случае, если будут закупать российское сырье; некоторые из них сегодня резиновые смеси импортируют). Выстраивая свои стратегии в направлении «на потребителя», сегодня отечественные «каучуковые» заводы стараются по максимуму уйти из списка поставщиков сырья для производства шин экономкласса (стоимостью менее 50 долларов за штуку) в класс премиум (стоимость свыше 120 долларов за штуку). По сути, шины первой категории остались только на конвейере АвтоВАЗа — даже «народный» ныне Renault Logan оснащается шинами более высокой ценовой категории, не говоря уже о более дорогих моделях и марках автомобилей. Прошедшие десять лет показали, что развитие шинной отрасли идет только в одном направлении — даже снижение доходов населения не изменило желание потребителей ездить на хороших шинах. Тем более что и зарубежные шинные игроки не собираются отказываться от размещения в России своих производств. Российские производители шин заинтересованы, чтобы государство повысило ввозные пошлины на грузовые шины с 15 до 25%, а также ограничило ввоз бывших в употреблении шин, как в случае с подержанными авто. В случае повышения пошлин должен увеличиться выпуск шин в России, а соответственно и впоследствии – потребление российский каучуков. Но многие зарубежные производители шин предпочитают работать на импортном сырье. И их переход на российские каучуки зависит от наличия предложения необходимых марок, а также их качества. Новые стратегии Рынок каучука становится все более профицитным. Одна из причин – пресловутый кризис, резко снизивший потребительский спрос. С другой стороны, строятся новые производства, конкуренция мировых производителей растет. Чтобы сохранить свои позиции, российским производителям необходимо расширять портфель высокотехнологичных и инновационных продуктов. А для этого требуется стать более ориентированным на конкретного потребителя и его запросы. В этих условиях крупнейшие российские игроки должны разработать новые «каучуковые» стратегии. Подобную стратегию, в частности, принял крупнейший российский лидер – холдинг «Сибур». Она предполагает повышение привлекательности компании за счет предоставления потребителям сервиса по логистике, технической поддержке и в то же время – постоянного улучшения качества продукции. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка синтетических каучуков можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок синтетических каучуков в России». | |