КАЛИЙНЫЙ РЫНОК: смена ориентиров |
Весь 2009 год рынок калийных удобрений ждал ответа на вопрос — когда Китай снова начнет закупать продукцию. Как рассказал директор по продажам БКК Олег Петров, предпосылки для новых закупок появились только недавно. Но роль Китая на рынке калийных удобрений снижается, и уже в 2011 году он может перестать быть законодателем мод. |
Весь 2009 год поставщики и покупатели калийных удобрений безуспешно ждали ответа на главный вопрос — когда Китай снова начнет закупать продукцию, ведь этот рынок традиционно служил ориентиром для остальных. Как рассказал корреспонденту директор по продажам Белорусской калийной компании (БКК, экспортный трейдер «Уралкалия» и «Беларуськалия») Олег Петров, предпосылки для новых закупок Поднебесной появились только недавно и, возможно, первый контракт будет подписан до конца 2009 года. Но если производители других сырьевых товаров видят в Китае спасение для своих рынков, то на рынке калийных удобрений его роль снижается, и уже в 2011 году он может перестать быть законодателем мод. — Ожидается, что рынок составит около 25 млн т по сравнению с 55—57 млн т в 2007 году. По оптимистичным прогнозам, в 2010 году рынок может вырасти до 50 млн т, по консервативным — до 40—45 млн т, то есть в среднем в 1,8 раза. — Ожидать ли в следующем году заключения долгожданного контракта с Китаем? — Мы надеемся, что такая возможность появится уже до конца 2009 года. В этом году Китай не купил у БКК ни одной тонны хлористого калия. Серьезные подвижки в переговорах появились только около двух месяцев назад. До этого реальной заинтересованности со стороны Китая не было. У Китая просто не было необходимости в новых закупках: на конец 2008 года у них было около 5 млн т запасов и растущее собственное производство в объеме 4,5 млн т. Кроме того, местные производители калия действительно держат цену на определенном уровне, не учитывать который мы не можем. — По экспертным оценкам, внутренние цены на хлоркалий в Китае находятся на уровне 350—360 долл. за тонну. — Что изменилось сейчас? — Китайские запасы сократились до уровня 3 млн т. Кроме того, местные производители не выпускают розовый хлоркалий, который продает БКК, а он серьезно востребован на китайском рынке. При этом в Китае сезонное производство калия, которое сейчас не работает, а новых поставок может не быть до февраля-марта 2009 года. Сейчас цены на калий на многих спотовых рынках снизились уже до 400 долл. за тонну. Но мы ожидаем, что заключение контракта БКК с Китаем на следующий год могло бы стать катализатором спроса на других рынках и создать предпосылки для дальнейшего роста цен. — То есть, несмотря на отсутствие контрактов, Китай остается для всех ориентиром? — Пока да, но это положение меняется. Сейчас весь мир смотрит на Китай, вплоть до фермеров в далекой Бразилии. Считается, что Китай является ценовым ориентиром для всего рынка, и пока немногие осознают, что этот рынок изменился. Его потенциальная емкость около 10 млн т хлоркалия. Но в 2009 году он потребит лишь около 5,5 млн т, которые полностью закроются местным производством и существующими запасами. И мы считаем, что важность китайского рынка будет снижаться. С ростом внутреннего производства в Китае неправильно будет считать его прайсмейкером мирового рынка. Возможно, уже в 2011 году мы отойдем от долгосрочных контрактов с Китаем в пользу спотового рынка. — Может ли появиться замена китайскому рынку? — В среднесрочной перспективе его роль может полностью перейти Индии. У них нет собственного производства калия. При этом рынок уже второй год составляет 5 млн т с потенциалом роста до 7—8 млн т. Там хорошая потребительская база, более 1 млрд человек населения, высокий уровень недовнесения калия. Сам рынок живет по годовым контрактам, заключаемым госкомпанией. У них не было снижения потребления в кризис, так как закупки дотируются и для фермеров цена оставалась низкой. Кроме того, Индия закупает удобрения для выращивания сельхозпродукции на собственные нужды, тогда как, к примеру, бразильское сельское хозяйство ориентировано на экспорт и сильно зависит от колебаний цен на внешних рынках. — Какова доля Индии в поставках БКК? — В этом году около 30%, причем традиционно на этом рынке мы занимаем 33—35%. — Сколько составляла доля Китая в поставках? — В пик спроса порядка 30—40% отгрузок БКК приходилось на Китай. Но уже тогда мы были озабочены тем, что ежегодные переговоры шли месяцами, и думали над тем, чтобы диверсифицировать рынок. Думаю, что в будущем доля Китая может составить 15—20%. — Будут ли расти цены на хлористый калий? — Сейчас все очень пристально следят за ценовым вопросом. Толчком к росту цен при благоприятной конъюнктуре всегда бывает нехватка предложения. Сейчас ее нет, но производители работают с 50-процентной загрузкой, так как не могут работать на склад постоянно. С восстановлением спроса можно будет ожидать и роста цен. — Какой объем продаж прогнозируется у БКК в 2009—2010 годах? За счет каких направлений он может вырасти? — Порядка 4,9 млн т хлоркалия в 2009 году. Из них около 40% по долгосрочным контрактам. В 2010 году мы можем увеличить поставки на 50%. Во-первых, мы надеемся, что будет заключен контракт с Китаем. Во-вторых, вырастут отгрузки в Юго-Восточную Азию. Также отмечается рост спроса в Европе, где весь этот год был крайне сложным. Могут вырасти поставки в США — со 190 тыс. т в 2009 году до 500—600 тыс. т в следующем. Весной Индии нужно будет заключать новые годовые контракты, а летом начнется сезон в Бразилии. Олег Петров родился в 1963 году, окончил Московский военный институт и Российскую экономическую академию им. Г. В. Плеханова. С 1995 по 2001 год занимал руководящие должности в представительстве Philips Consumer Electronics. С 2001 по 2002 год работал в компании Bermont, а с 2005 года является первым заместителем генерального директора — директором по продажам БКК. Источник: www.rbcdaily.ru Подробнее с текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка калийных удобрений можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок калийных удобрений в России». |