ШИННЫЙ РЫНОК: время «бюджетных» продуктов |
Российский шинный рынок существенно пострадал из-за кризиса. В плане продаж тяжелее всего пришлось импортерам дорогих шин. Ситуация начала выправляться еще с лета 2009 года, но быстрого восстановления рынка игроки не ждут. |
Быстрого восстановления российского рынка производители шин не ждут, хотя и отмечают, что ситуация начала выправляться еще летом 2009 года. Правда, за время кризиса покупательские предпочтения успели измениться: если раньше закупались в основном покрышки премиальных марок (которые здесь не производились), то теперь покупатель переориентировался на «бюджетный» сегмент В. Это оказалось на руку российским производителям. За первые два месяца 2009 года, по данным Росстата, в России было произведено всего 2,11 млн шин для легковых автомобилей, что на 53,1% меньше, чем за аналогичный период 2008 года. Но как отмечают в компании «Сибур — Русские шины», уже во втором полугодии началось восстановление рынка. Уже за девять месяцев 2009 года объем производства всех видов шин составил 19,7 млн штук, что на 37% меньше, чем годом ранее, подсчитали в «Сибур — Русские шины». При этом объем потребления шин в России за девять месяцев текущего года составил немногим больше 24 млн штук, что на 43% меньше, чем в тот же период прошлого года. В целом за 2009 год, добавляют в компании Michelin, объем вторичного рынка легковых шин в России и СНГ может снизится до 36,5 млн штук. «При этом объем рынка в сегменте зимних шин сократится на 40%, до 14,5 млн штук, а в сегменте летних шин на 18%, до 22 млн штук», — отметили в компании. За прошлый год объем рынка замены легковых шин составил около 50,7 млн штук, из них 27 млн штук приходилось на летние шины. Как говорит гендиректор Nokian Tyres в России Андрей Пантюхов, продажи летних шин не столь сильно пострадали от кризиса, так как они меньше зависят от продаж новых автомобилей. По мнению замгендиректора по стратегическому развитию «Сибур — Русские шины» Игоря Караваева, в будущем году быстрого роста ожидать не стоит. «Самыми успешными для шинного рынка были 2007—2008 годы. Восстановления рынка до позиций этих лет не стоит ожидать раньше 2011 года», — отмечает он. В Michelin менее оптимистичны и говорят о возможности возвращения докризисных объемов рынка не ранее 2015 года. «В 2015 году объем вторичного рынка легковых шин в России и СНГ снова превысит 50-миллионный рубеж. Структуру рынка составят 27,2 млн летних шин и 23,9 млн зимних», — уверенно заявляют в компании. Сдерживающим фактором для российского шинного рынка является бедственное положение продаж автомобилей, для которых текущий год ознаменовался 50-процентным падением. Со смещением спроса в сторону бюджетных машин все более востребованными становятся и более дешевые шины. Впрочем, Игорь Караваев считает, что серьезной опасности для производителей в этом нет. «Пять лет назад люди предпочитали приобретать небрендированные шины, сейчас потребитель все-таки привык к определенному уровню качества», — рассуждает он. Но наряду с восстановлением спроса российским шинникам предстоит столкнуться с проблемой импорта. Уже с лета 2009 с укреплением рубля привлекательность импортных покрышек растет. Правда, за время кризиса покупательские предпочтения успели измениться: если раньше закупались в основном покрышки премиальных марок (которые здесь не производились), то теперь покупатель переориентировался на «бюджетный» сегмент В. В результате Pirelli, Michelin, Continental столкнулись с существенным падением поставок, тогда как корейские Hankook и Kumho сумели сохранить продажи на прошлогоднем уровне, а Yokohama и вовсе увеличить. Впрочем, это смещение спроса позволило усилить позиции и российским производителям. По материалам www.rbcdaily.ru |