ПЕРЕРАБОТКА БЕТОНОЛОМА


Практика эксплуатации показала, что проект линии не был лишен недостатков, к которым добавились принятые по ходу строительства упрощения в технологии за счет уменьшения инвестиций плюс дефекты в изготовлении и монтаже оборудования.


В какой-то мере это явилось следствием того, что в Москве и РФ отсутствовал опыт создания таких установок.

Существенными недостатками указанной линии явились:
 
1. Отсутствие оборудования по первичному дроблению крупногабаритных кусков конструкций или фрагментов бетона. Линейные размеры их иногда доходят до 4-5 м, в то время, как дробилки способны принимать куски размером до 600 мм. Поэтому поступающий бетонолом выкладывается на площадке, разбивается шаровым грузом, подвешенным на драглайне; мелкие куски окучиваются бульдозером, экскаватором грузятся в автосамосвал и доставляются в приемный бункер быстроходной роторной дробилки СМД-86.
 
 2. Завод фактически реализует как товарную продукцию только одну фракцию щебня 10-40 мм, хотя был запроектирован и на выпуск фракций 0-10 мм. Предполагалось, что обе фракции найдут спрос у потребителей, при этом выход фракции 10-40 мм ожидался в пределах 70 %. Фактическое соотношение их оказалось, чуть ли не обратным и завод затоваривается фракцией 0-10 мм, в которой преобладают мелкие частицы, включая пыль. Такой состав не находит спроса у большинства потребителей, т.к. это не мелкий щебень и не крупный песок.
  
3. Неудовлетворительная экология. Система аспирации с вентиляторами ВЦПб-45-6,3 и батареями циклонов ЦН-11 не обеспечивает надежной пылезащиты ни персонала, ни окружающей среды. Существующее оборудование улавливает фактически не более 20 % пыли, образующейся в процессе производства и сегодня ее больше, чем от ликвидированного по экологическим соображениям кирпичного производства.

4. Не решен вопрос сбора, хранения и транспортировки металлолома.
 
ГУП ВНИПИИ стройсырье - головной в РФ институт по проблемам добычи и переработки сырья для стройиндустрии, в 1998-1999 г.г. совместно с ГУП КТБ "МОСМ" взялся решить две не указанные проблемы, а именно: 

   - разработать, изготовить и испытать опытные и промышленные образцы оборудования для экологически чистого производства;
   - выделить из фракции 0-10 мм щебеночную составляющую 5-10 мм, 3-10 мм, обосновать целесообразность использования оставшихся после этого песка и пылевидных частиц, чтобы сделать продукцию рентабельной, а также разработать и согласовать технические условия на эти виды товарной продукции.

В ходе НИОКР на специально изготовленном для завода стенде проведены экспериментальные исследования по изучению процесса сепарации 0-10 мм и улавливанию пыли. Найден наиболее эффективный способ разделения отсевов по граничному зерну 2,5 и 5 мм, определены удельные производительности сеток грохотов. Обоснована целесообразность применения аппаратов с металлокерамическими фильтровальными элементами в качестве основных для улавливания тонкодисперсной пыли. Установлена удельная производительность одного фильтровального элемента в условиях упомянутого производства, даны рекомендации по типу и размерам этого оборудования, осуществлена корректировка рабочих чертежей фильтровальных аппаратов с площадью фильтрации 1,5 и 4,5 м2. Они изготовлены, установлены и испытаны.

Техническая характеристика одного из них следующая (S=4,5 м2):

Степень очистки - 98 %
Загрязненность воздуха на выходе - 20 мг/м3
Производительность - 10 тыс. м3/час
Диаметр элемента - 120 мм
Длина элемента - 400 мм
Давление регенерации - 0,2-0,5 МПа
Масса аппарата -1500 кг

По результатам испытаний экспериментального оборудования разработана технологическая схема переработки бетонолома с учетом выпуска дополнительной продукции - щебня фр. 5-10 мм и дробленого песка фр. 0-5 мм. Испытания песка в асфальтобетонных смесях подтвердили возможность использования его, так же как и пыли из фильтровальных аппаратов заполнителей и порошков для снижения битумоемкости асфальтобетона. Испытания мелкой фракции щебня и песка в дорожном строительстве показали, что эти материалы образуют прочный слой дорожных одежд с хорошим качеством, что позволяет рекомендовать их при строительстве дорог местного значения, и изготовлении бетонных блоков и др. изделий М 50 и М 100.

По итогам испытаний составлены и утверждены Технические условия ТУ 5711-048-04001232-99 "Песок из отсевов дробленого бетонного лома" ТУ 5711 -014-00283222-99 "Смесь песчано-щебеночная для дорожного строительства из отходов переработки бетонных и железобетонных конструкций". Для реконструкции технологической линии разработаны технические решения, в т.ч. выдан технологический регламент. В нем даны рекомендации по месту установки сепарационного оборудования и расположению складов готовой продукции, технологические и конструктивные параметры оборудования, предусмотрена автоматизация работы аспирационного оборудования. Его испытания вновь подтвердили высокую степень очистки - (98-99 %).

Такую же, как в БСЦ ГУП "Бекерон", на очистке выбросов от цементной и керамзитовой пыли, где они впервые испытывались в стройиндустрии Москвы в 1998 г. По мнению ученых эти аппараты должны придти на смену старым экосистемам на всех предприятиях строительного комплекса Москвы, включая предприятия деревообработки. Экономическая эффективность от реконструкции предприятия может составить 2,2 млн. руб. в год, срок окупаемости капвложений - 1,8 года.

www.newchemistry.ru