ОТХОДЫ: новое решение старой проблемы


Впервые в химической отрасли специалистами ОАО «ЕвроХим – БМУ» освоен новый метод складирования отходов.


 

 Стратегической программой развития ОАО «ЕвроХим – Белореченские Минудобрения» на период до 2014 года предусмотрена реновация технических устройств для достижения выпуска экстракционной фосфорной кислоты (ЭФК) до 240 тыс. тонн в год.  Из этого следует, что увеличение производства ЭФК будет сопровождаться увеличением образования и складирования основного отхода этого производства – фосфогипса - в проектных объемах до 1,2 млн. тонн в год. О том, как сегодня на предприятии решается задача подготовки площадей под складирование отходов, рассказывает начальник отдела охраны окружающей среды Любовь Пинегина.

Как уже ранее информировалось, в текущем году на предприятии была введена в эксплуатацию первая очередь строительства карты № 4 (полезной площадью 15 га) под  «сухое» складирования фосфогипса. Ее строительство было предусмотрено «Программой реконструкции хвостового хозяйства цеха ЭФК». В рамках реализации Программы впервые в отрасли нашим предприятием был внедрен комбинированный метод складирования фосфогипса (гидроудаление и «сухое» складирование). Правильность выбора варианта складирования на практике подтверждается и уже сегодня. Если говорить конкретнее, наше предприятие в результате реализации первого этапа Программы получило:
• новую карту для «сухого» складирования фосфогипса;
• комбинированный метод складирования фосфогипса;
• 5-ый класс опасности для нейтрализованного фосфогипса;
• обезвоженные до технологически возможных параметров три  действующие карты шламонакопителя фосфогипса.
Как известно, гидротранспорт фосфогипса - надежный способ. Он обеспечивает бесперебойную эксплуатацию многотоннажного производства ЭФК, не зависит от внешних погодных условий, экологически безопасный, хотя и дорогой при сооружении и эксплуатации. Понимая, что  бесконечного отторжения плодородных кубанских земель под гидроскладирование отходов никто не позволит, специалисты стали искать новый, более экономичный и безопасный для окружающей среды метод. Долгие поиски и эксперименты увенчались успехом.
В чем же суть комбинированного способа складирования?
Традиционный способ складирования фосфогипса с помощью гидротранспорта позволяет эксплуатировать карту в течение 5-ти лет. Далее она рекультивируется и выбывает из технологической цепочки. А взамен требуется строительство новой, что на сегодняшний день является многозатратным. На сегодняшний день предприятие имеет три практически отработанные карты, построенные еще в советские времена. Они являются с точки зрения Ростехнадзара гидротехническими сооружениями, требующими определенных правил их содержания и эксплуатации. Чтобы продлить срок их эксплуатации, специалистами ОАО «ЕвроХим – БМУ» и было найдено новое решение. После заполнения карты пульпой фосфогипса ее осушают принудительным способом, сбрасывая воду в оборотную систему. Фосфогипс осушается естественным путем в течение 2-3 месяцев до содержания влаги порядка 40 %. Часть фосфогипса удаляется на отвал «сухого» складирования, а также используется для наращивания вторичной дамбы на ранее подготовленной карте. Этому предшествует выполнение ряда работ – обустройство подъезда для автотранспорта, выполнение дренажных систем и систем защиты от аварийного сброса, освещения и т.д. Таким образом, карты эксплуатируются поочередно. Ориентировочная высота вторичных дамб может достигать 20 метров, что увеличивает емкость отвала еще на 6-8 лет.
На сегодняшний момент после освобождения и обустройства вторичной дамбы одна из карт уже готова к эксплуатации по новой технологии. Специалисты приступили к обустройству вторичной дамбы на следующей карте, куда одновременно складируется гидротранспортом фосфогипс.
Освоение нового метода складирования позволяет:
- с экологической точки зрения - рационально использовать отведенные земельные площади (увеличивается реальный объем хранилища на единицу занятой площади), снять экологическую угрозу при прорыве дамб шламонакопителя в случае техногенной катастрофы, уменьшить влияние размещаемого отхода на окружающую среду за счет снижения его токсичности и экономить природные ресурсы, поскольку вторичные дамбы выполняются не из глины, а собственного инертного материала - фосфогипса;
- с экономической точки зрения -  увеличить срок эксплуатации имеющихся карт шламонакопителя фосфогипса с проектных 5-ти до 8-10 лет; снизить размеры экологических платежей (примерно на 70 млн. рублей в год); иметь постоянный запас готового мелиоранта для нужд сельского хозяйства и кондиционного сырья для использования в строительной, цементной, газо- и нефтеперерабатывающей промышленности.
Что нам предстоит делать уже сегодня, чтобы не остановить производство?
Напомню, что строительство и ввод «сухой» карты № 4 это только первая очередь строительства комплекса «сухого» складирования. На сегодняшний день на «сухую» карту № 4 отгружено около 400 тыс. тонн нейтрализованного фосфогипса. В настоящее время начинается разработка проектной документации на строительство карты № 5 (вторая очередь строительства). Под строительство карты отведено 26 га площади, ранее предназначенной под гидроскладирование фосфогипса. Строительство карты № 5 в пределах принятых технических решений позволит предприятию работать нормально в течение 3-4 лет. Это карта также будет эксплуатироваться в комбинированном режиме. Фосфогипс будет складироваться нейтрализованным с возможностью его отгрузки потребителям. Объем складирования составит порядка 4,5 млн. тонн фосфогипса.
Освоение нового метода складирования стало возможным благодаря выделяемым ежегодно компанией средствам на реализацию экологически значимых проектов. Только за последние два года на нашем предприятии их было более 10 (общей стоимостью более 130 млн. рублей). Качественное выполнение природоохранных мероприятий является не только технической задачей. Это неоценимый вклад в улучшение экологической обстановки всего региона.

Пресс-служба МХК «Еврохим»