ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ В РФ: рекомендации законодателей | ||||||
Законодатели направили в Правительство РФ рекомендации по обеспечению нормативно-правового и технологического обращения с отходами производства и потребления | ||||||
25 декабря 2009 года в Совете Федерации состоялись парламентские слушания на тему «Проблемы нормативно-правового и технологического обеспечения обращения с отходами производства и потребления», по итогам которых были приняты Рекомендации Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ по разработке и законодательному закреплению мер, направленных на решение обозначенной проблемы. Парламентские слушания организованы Комитетом Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды. В подготовке и проведении парламентских слушаний принимали участие Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, Комитет Совета Федерации по промышленной политике, Комитет по вопросам местного самоуправления, Комиссия Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества, Комиссия Совета Федерации по национальной морской политике. Заслушано более 30 выступлений. Рассмотрев и обсудив актуальные вопросы нормативно-правового и технологического обеспечения обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации, участники отмечают следующее: В настоящее время в отвалах и хранилищах на территории Российской Федерации скопилось около 80 млрд. тонн отходов. Точные данные об образовании, утилизации и размещении отходов производства и потребления за последние годы отсутствуют. Несанкционированными свалками и полигонами окружено подавляющее большинство городов России. Отходы производства и потребления складируют и захоранивают в несанкционированных местах, нередко в водоохранных зонах, в охранных зонах магистральных трубопроводов, в санитарных зонах скважин питьевого водоснабжения. Средний уровень утилизации отходов производства составляет около 30%; из отходов потребления извлекается в виде вторичного сырья только 2% от общего объема, остальные 98% загрязняют окружающую среду. Решение важнейшей задачи российской экономики - снижение энерго- и материалоемкости единицы ВВП - неразрывно связано с процессом использования отходов в качестве вторичных ресурсов. Российская наука и промышленность располагают технологиями и материально-технической базой, обеспечивающими утилизацию практически всех видов отходов, но эта возможность в полной мере не реализуется. Обращение с отходами и их утилизацию следует рассматривать как самостоятельную отрасль народного хозяйства, находящуюся в тесной взаимосвязи со всеми другими отраслями промышленности. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение в области обращения с отходами не отвечает новым экономическим условиям, современным научным представлениям о рациональном использовании сырьевых и материальных ресурсов. Отсутствует дифференцированный подход к отходам, требующим специального регулирования (биологическим, упаковочным, крупнотоннажным и др.). Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (далее Закон) содержит неполный и нераскрытый понятийный аппарат. В нем существуют разночтения в терминологии с Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Не закреплены в Законе такие международные нормы, как: обеспечение приоритета утилизации отходов над их размещением; принцип ответственности производителей за утилизацию их продукции в конце жизненного цикла; применение наилучших существующих технологий в области обращения с отходами; использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий и др. Значительно сужен круг отношений, регулируемых Законом: исключена из сферы его действия деятельность по обращению с биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений. Эта деятельность в настоящее время регулируется подзаконными нормативными правовыми актами, что обозначает переход на более низкий по юридической силе уровень регулирования. Ряд содержащихся в Законе организационно-правовых норм не распространяется на отношения в сфере обращения с биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений. Это может ухудшить санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране. Существующая законодательная база не позволяет стимулировать хозяйствующих субъектов, осуществляющих внедрение малоотходных технологий, и хозяйствующих субъектов, занятых в сфере обращения с отходами, а также принимать адекватные меры к лицам, наносящим ущерб окружающей среде несанкционированным размещением отходов. В структуре ценообразования в электроэнергетике не учтена специфика оборудования, применяемого на большинстве отходоперерабатывающих предприятий, относящихся к категории малого и среднего бизнеса. В соответствии с Законом, с 1 января 2010 г. запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Порядок ведения упомянутого реестра отсутствует и его формирование не ведется. Таким образом, с 1 января 2010 г. размещение отходов будет признаваться незаконным, а хозяйствующие субъекты, осуществляющие размещение отходов, будут привлекаться к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП "Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами". Закон содержит неопределенные требования к хозяйствующим субъектам малого и среднего бизнеса, а также положения, устанавливающие для правоприменителя (администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду) возможность необоснованного применения исключений из общих правил. Все это в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» создает условия для проявления коррупции. Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено перераспределение платежей между бюджетами субъектов Российской Федерации в случае несовпадения мест образования и размещения отходов производства и потребления. Принимаемые государственными контрольно-надзорными органами меры часто не соответствуют степени общественной опасности и распространенности правонарушений при обращении с отходами производства и потребления. В ряде субъектов Российской Федерации вопросы о возмещении ущерба в судебном порядке вообще не ставятся. Классификация отходов, осуществляемая в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утвержденным Приказом МПР России от 30 июля 2003 г. № 663, неэффективна. Действующий ФККО построен по иерархическому принципу и представляет собой весьма грубую форму классификации всего многообразия отходов, значительно уступающую классификации и кодированию отходов, приведенную в Межгосударственном стандарте ГОСТ 30775-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения». Этот стандарт гармонизирован в части разработки номенклатурного перечня отходов с соответствующим перечнем, действующим в странах ЕС, с учетом всех основных элементов системы кодификации отходов, действующей в странах ОЭСР, и ее расширение за счет внесения основных параметров статистического учета, а также опасных, ресурсных и технологических характеристик. Сильно усложнена действующим законодательством процедура получения паспортов опасных отходов, что затрудняет предприятиям сдачу отходов на полигоны. Почти все федеральные предприятия в настоящее время являются филиалами юридических лиц, расположенных в Москве, и паспорта опасных отходов согласовываются по месту нахождения юридических лиц. Кроме того, согласование паспортов на отходы, класс опасности которых не определен в ФККО, практически невозможно провести без оплаты услуг фирм-посредников (50-60 тыс. руб./паспорт). Действующая система лицензирования в области обращения с отходамипредусматривает, что при внедрении новой технологии по использованию и обезвреживанию отходов организация должна получать новую лицензию. Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов должно осуществляться только для тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют эту деятельность с целью получения прибыли и которые, как правило, осуществляют эту деятельность с отходами других природопользователей. На государственном уровне не разработана стратегия управления отходами, нет механизмов решения таких задач, отсутствует научно обоснованная концепция решения проблем обращения с отходами, не используются методы программно-целевого планирования. | ||||||
В Российской Федерации ответственность за решение проблемы обращения с отходами передана на уровень местного самоуправления, что резко обострило экологическую ситуацию. В соответствии с законодательством органы местного самоуправления обязаны организовать всю деятельность по удалению отходов без наличия достаточных организационных, финансовых, технических и кадровых ресурсов. Стратегические решения по выбору способов обезвреживания отходов, проектированию и строительству соответствующих объектов требуют межмуниципальных согласований и, соответственно, могут быть приняты только органами власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления, в ряде случаев, не относят к своим полномочиям организацию транспортирования, размещения, использования, обезвреживания отходов производства и потребления. Недостаточно эффективно используется право граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций на осуществление общественного экологического контроля. Возникает необходимость в разработке новой редакции Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на примере Модельного закона «Об отходах производства и потребления» (новая редакция), принятого МПА СНГ, положения которого гармонизированы с директивами ЕС и нормативными документами ОЭСР. В целях решения проблем нормативного правового и технологического обеспечения обращения с отходами производства и потребления, создания экономически эффективных институциональных и организационных условий в области обращения с отходами, совершенствования управления отходами в Российской Федерации, сокращения образования отходов, развития малоотходных технологий, максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот, усиления контроля за выполнением природоохранного законодательства в области обращения с отходами, участники парламентских слушаний рекомендуют: 1. Федеральному Собранию Российской Федерации: 1.1. Координировать в установленном порядке разработку новой редакции Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на примере Модельного закона «Об отходах производства и потребления» (новая редакция) для государств-участников СНГ. 2. Правительству Российской Федерации 2.1. Рассмотреть вопрос о создании федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды, к компетенции которого отнести управление в области обращения с отходами. 2.15. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации: 2.15.1. Проработать и внести дополнения в Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 24.03.1993 № 190) в части расчета платы за размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. | ||||||
2.15.3. Определить процедуру утверждения норм накопления ТБО с отнесением действий к полномочиям органов местного самоуправления. 2.16. Министерству обороны Российской Федерации: Принять дополнительные меры по решению проблемы утилизации химического оружия и утративших срок годности взрывчатых веществ. 2.17. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службе: При формировании федерального бюджета на 2011 и последующие годы предусмотреть государственную поддержку деятельности в области обращения с отходами, внедрения малоотходных и ресурсосберегающих технологий в виде предоставления инвестиционного налогового кредита и возможности дотирования процентных ставок по кредитам, выданным на реализацию инвестиционных проектов. 2.18. Министерству иностранных дел Российской Федерации: Провести анализ, выявить терминологические несоответствия в официальных русских переводах международных документов (Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и др.) и привести их в соответствие с принятой в Российской Федерации терминологией в области обращения с отходами. 2.19. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службой: Разработать меры по утилизации лекарственных средств, наркотических средств и психотропных веществ, конфискованных при осуществлении таможенных процедур. 2.20. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации: 2.20.1. Разработать дополнительные меры по утилизации утративших срок годности пестицидов и других удобрений, средств защиты растений, утративших срок годности лекарственных препаратов для животных сельскохозяйственного назначения. 2.21. Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Федеральной службой по тарифам: Предусмотреть установление льготных тарифов на перевозку отходов к объектам по их вовлечению в хозяйственный оборот. 2.22. Министерству образования и науки Российской Федерации: 2.22.1. Разработать для высших учебных заведений специализированные учебные пособия по обращению с отходами производства и потребления, с учетом имеющихся справочных рекомендательных документов Европейского Союза о наилучших доступных технологиях в области обращения с отходами. 2.23. Федеральной службе по техническому регулированию и метрологии: Активизировать работу по гармонизации российских и международных стандартов в области менеджмента отходов и ресурсосбережения. 2.24. Федеральной службе государственной статистики: Усовершенствовать формы федерального государственного статистического наблюдения за сбором и использованием отходов производства и потребления, в т.ч. ведение статистического наблюдения за упаковкой и упаковочными отходами. 3. ФГУП «Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами» Министерства регионального развития Российской Федерации: Разработать новую редакцию Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на примере Модельного закона «Об отходах производства и потребления» (новая редакция) для государств-участников СНГ и внести ее на рассмотрение в установленном порядке. | ||||||
4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления: 4.1. Обеспечить экономическое стимулирование деятельности по сбору, сортировке, переработке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей, используя платность природопользования, создание системы льгот, субсидий, кредитов для природоохранной деятельности, продажу прав (разрешений) на допускаемые загрязнения, ответственность за причинение ущерба окружающей среде, создание рынка экологических услуг и т.д. 5. Институтам гражданского общества: Считать развитие экологического движения приоритетным направлением в своей деятельности, взяв за основу различные формы общественного контроля (общественная инспекция, общественные советы, общественная экологическая экспертиза и др.).
| ||||||