НОВЫЕ ТОЧКИ РОСТА


ОАО «КуйбышевАзот» реализует стратегию выпуска продуктов с более высокой добавленной стоимостью. Так, 20 марта 2007 г. состоялось торжественное открытие СП ООО «Куйбышевазот Инженерные Пластики (Шанхай)» в КНР…


 

      Завод инженерных пластиков в Шанхае обеспечивает непосредственное присутствие компании в Юго-Восточной Азии, что усиливает позиции предприятия в ключевом регионе сбыта. Об особенностях рынка полиамида и о перспективах работы китайского СП рассказывает директор по маркетингу и стратегическому планированию ОАО «КуйбышевАзот», председатель совета директоров СП «Куйбышевазот Инженерные Пластики (Шанхай) Дмитрий Рыбкин.


      - Дмитрий Васильевич, известно, что создание производственной площадки в Китае предназначенной для более глубокой переработки полиамида, позволяет «КуйбышевАзоту» не только расширить рынок сбыта своей продукции, но также существенно оптимизировать такие затратные составляющие как логистика, таможенные пошлины и прочее. Насколько выгодно в этом плане создание данного СП для «КуйбышевАзота»?
      - Да, действительно в данном случае происходит определенная оптимизация коммерческих издержек, т.к. формируются устойчивые и долгосрочные каналы сбыта основной продукции компании. Это очевидное преимущество, позволяющее компании, с одной стороны, увеличивать продажи, а с другой стороны – минимизировать удельные издержки по доставке и реализации продукции потребителю.
       Но главная наша цель создания производственной площадки в Китае – это формирование новых точек роста бизнеса компании (помимо аммиака и удобрений, капролактама и полиамида), получение дополнительных конкурентных преимуществ на стратегических рынках сбыта. В данном случае в Китае (в России подобного профиля СП – ООО ПП «Волгапласт» - действует с 2003 года).
        Увеличение стадий цепочки ценности (бензол- циклогексан - циклогексанон -циклогексанон оксим - капролактам – полиамид - инженерные пластики или полиамидные волокна – кордные ткани), т.е. более глубокая вертикальная интеграция в рамках одной компании (корпорации) позволяет более равномерно загружать действующие и вводимые производственные мощности, обеспечивает стабильность бизнеса, снижает деловые риски и зависимость от конъюнктуры сырьевых рынков (углеводородное сырье – природный газ, нефть).
       - Будут ли маркетинговые службы «КуйбышевАзота» заниматься сбытом продукции этого СП? Каким образом будет выстраиваться эта работа? Какие наработки (например, по заключенным или готовящимся контрактам) уже имеются?
       - Сбытом продукции будут заниматься сотрудники СП. На основе проведенного анализа и оценки рыночной ситуации разработан план вывода продукции на рынок, где определены целевые регионы сбыта (Восточный и Южный Китай), целевые группы потребителей (производители электроинструментов и др.), ассортимент, объемы продаж, ценообразование и условия поставок продукции.
       На сегодняшний день разработана серия марок стеклонаполненного ПА 6 на основе собственного сырья, проведены комплексные испытания, завершается работа по получению UL сертификата (дающего права на поставку материала предприятиям-экспортерам). Силами уже сформированной НИ группы проводится разработка-освоение шести основных видов продукции: стеклонаполненный, ударопрочный, эластифицированный, гибридонаполненный, трудногорючий, литьевой полиамид. Ассортимент по каждому виду – до 10 марок, различных по свойствам и назначению.
      - В официальном пресс-релизе «КуйбышевАзота» по случаю открытия СП сказано, что для изучения требований потребителей продукции СП в Китае предварительно реализовывались компаунды, произведенные на аналогичной установке ООО «Волгапласт», расположенного на производственной площадке завода в г. Тольятти. Каких результатов удалось достичь ООО «Волгапласт»?
      - В 2006 г. на Волгапласте нарабатывалась опытная партия, которая позволила предварительно определить основные требования потребителей в КНР по качеству, свойствам, назначению продукции, уровню цен, видам упаковки и др.
       Эта работа будет продолжена в мае текущего года на Волгапласте, с участием наших партнеров - ОК «Полипластик-Технопол» (г. Москва). Планируется наработка очередной опытной партии с использованием китайского стекла и фирменной упаковки СП, предварительно закупленной для этих целей.
      - Охарактеризуйте, пожалуйста, в общих чертах сегодняшнюю конъюнктуру мирового и внутрироссийского рынка полиамида и продукции его переработки. Каким основным тенденциям был подвержен рынок в течении последних 3-4 лет? И как КуйбышевАзот сумел вписаться в эти изменения со своим проектом в Китае?
      - Мировое потребление ПА-6 в 2006 г. оценивается на уровне-3,8 млн. т, к 2015 г. ожидается среднегодовой рост- 2,1-2,5%. Доля инженерных пластиков на основе ПА-6 составляет 30-35%, прогноз роста к 2015г - 4% в год. Доля волокон на основе ПА-6 – 65-70%, рост к 2015г-1,2% в год. Таким образом, доля пластиков в потреблении ПА-6 вырастет до 35-40% к 2015 г. В Китае рост потребления ПА-6 в секторе пластиков составляет от 15 до 20% в год. По оценкам специалистов к 2015 г. тенденция роста, опережающего мировые темпы, сохранится.
     Рынок ПА-6 в последние 3-4 года характеризуется высокими темпами роста производственных мощностей, в первую очередь это Китай и Тайвань. Там уже введено и планируется в 2007 г. новые мощности - около 650 тыс. т и 200 тыс. т соответственно. Не отстает и Европа ( Германия, Польша, Голландия и др. – около 150-200 тыс. т), СНГ (РФ, Беларусь – около 90 тыс. т , 55 тыс.т вводит Украина в 2008 г).
     В основном строятся крупные установки – от 100-200 т/сутки и даже 300 т/сутки на Тайване! Безусловно, все это сопровождается обострением конкуренции на региональных рынках между производителями, следовательно, снижением прибыльности производства и вытеснением с рынка слабых игроков. Определяющими факторами в этой нелегкой борьбе «за место под солнцем» будут качество и себестоимость продукции, масштаб и энергоёмкость производства, степень и глубина вертикальной интеграции производителей (сырье – капролактам, производные продукты – пластики и волокна), высокий сервис поставок и взвешенная маркетинговая политика участников рынка.


Автор: Павел Соколов
«Хронограф» №12 (177) от 2 апреля 2007 г.
http://www.kuazot.ru