БУДУЩЕЕ ДИЗЕЛЬНОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ


Близка к завершению разработка нового этапа союзной программы "Развитие дизельного автомобилестроения".


Такая программа, осуществляемая с конца 1990-х гг., была и остается пока единственной в бывшем СССР промышленно-экспортной программой, позволяющей не только развивать тяжелую индустрию в России и Беларуси, но и создавать там тысячи стабильных рабочих мест, комплексно использовать научно-технический потенциал наших стран-соседей, а также наращивать их индустриальную составляющую в экспорте. Сегодня все большее количество стран, в том числе на постсоветском пространстве, интересуется научными, технологическими наработками по этой программе и ее результатами. Если точнее - самими дизельными двигателями российско-белорусского производства, отвечающими современным эксплуатационным и экологическим стандартам. А фактор не только внутрисоюзного, но и внешнего спроса, согласимся, немаловажный стимул для дальнейшего развития союзного двигателестроения.

Истоки этой программы в давней технологической и научной кооперации в целом более 10 машиностроительных предприятий России и Беларуси: такое сотрудничество основано еще в первой половине 1950-х годов. После распада СССР возникла реальная угроза развала промышленного и тем более научно-промышленного потенциала обеих наших стран. Постепенно восстановленные и затем растущие потребности как национальных экономик, так и самого российско-белорусского сотрудничества в рамках Союзного государства в продукции современного двигателестроения привели к разработке и реализации "дизельной" программы.

Но, как известно, реальное производство и смежные с ним отрасли (наука, инфраструктура, внутренний и внешний спрос, развитие международных транспортных, экологических стандартов и т.п.) - категории отнюдь не временные и не разовые. Поэтому и сегодня дорабатываются варианты дальнейшего развития союзного двигателе- и, в более широком контексте, автомобилестроения, причем на период и после 2015 года включительно, на основе имеющегося и, подчеркнем, весомого задела.

По данным Совета Министров Союзного государства, посольства и торгпредства Беларуси в РФ, профильная программа 2005-2008 годов успешно реализована. За это время, во-первых, созданы конструкции и освоено серийное производство дизельных двигателей и автомобилей экологического стандарта Евро-3. Во-вторых, сформирована научно-техническая и эксплуатационная база для уже реализуемого перехода с 1 января 2010 года на серийный выпуск дизельных транспортных средств по стандарту Евро-4.

Программа 2005-2008 годов стала вторым этапом союзного сотрудничества в дизелестроении: первая программа такого рода действовала с 1998 по 2002 год. Она позволила сделать, пожалуй, самое главное: стабилизировать, сбалансировать проблемы транспортного машиностроения обеих стран. После распада единого экономико-технологического и научного пространства бывшего СССР. Одновременно удалось подготовить серьезную базу для качественного рывка в отрасли - как в технологиях, так и конечной сборке продукции. Так, было организовано производство автомобилей и двигателей стандарта Евро-2, создан научно-технологический задел по освоению Евро-3.
Кстати, по данным профильных министерств России и Беларуси, переход от Евро-0 к Евро-2 позволил предотвратить суммарный выброс в биосферу только наших стран 1,5 млн тонн вредных веществ. В свою очередь, перевод на Евро-3 помог избежать попадания в "союзную" окружающую среду до 500 тысяч тонн таких веществ. А введение Евро-4 избавило среду примерно от 600 тыс.тонн тех же отходов.

Главным разработчиком и исполнителем программы остается международная финансово-промышленная компания "БелРус Авто". Основные предприятия - участники с белорусской стороны - МАЗ, Минский моторный завод, Минский завод колесных тягачей. С российской - КАМАЗ, Ярославские моторный завод и местные предприятия дизельной и топливной аппаратуры, Тутаевский моторный завод, уральские предприятия.

Ныне завершается согласование предложений обеих сторон по разработке и реализации третьей, точнее, третьего этапа долговременной программы развития дизельного автомобилестроения. Планируется, что она будет реализована до 2014 года включительно. Ее главные задачи: во-первых, своевременное выполнение машиностроительными предприятиями Беларуси и России требований и нормативов по освоению стандартов Евро-4 и Евро-5. Во-вторых, обеспечение снижение расхода дизельного топлива и повышение его качества. Это связано с постоянным ужесточением в ЕС детальных стандартов по содержанию сернистых и других экологически ущербных веществ во всех видах топлив. Таким образом, косвенно участвовать в новом этапе упомянутой программы будет неф теперерабатывающая отрасль обеих стран.

По мнению гендиректора "БелРусАвто" Олега Данилова, "новая программа повысит конкурентоспособность автомобилестроения РФ и Беларуси. По сути речь идет о качественном развитии машиностроительной отрасли России и Беларуси и об автомобиле 2020 года. И это, замечу, не тот автомобиль, где присутствует двигатель внутреннего сгорания: имеются в виду так называемые гибриды, перспективные системы построения автопоездов. У России и Беларуси есть должный потенциал для реализации такого рода проектов".

А по информации директора НАМИ Алексея Ипатова и заместителя директора этого института Игоря Плиева, технические решения, реализованные в рамках прежних и новых этапов союзной дизелестроительной программы, "найдут практическое применение и в автобусостроении - транспорте, также имеющем большую социальную значимость. Целью третьей программы является создание образцов грузовой автомобильной техники и автобусов, отвечающих развивающимся международным требованиям по экологии, безопасности, энерго- и ресурсосбережению как в средне- и долгосрочной перспективе. В 2012-2014 годы предлагается выполнить комплекс НИОКР, которые позволят начать серийный выпуск автомобильной техники экологического класса 5 с соответствующим уровнем безопасности и энергосбережения. Параллельно с этими НИОКР в 2012-2016 годах планируются работы по созданию, например, автомобилей с комбинированными энергоустановками. По итогам этих исследований и испытаний предприятия-участники программы к 2020 году начнут серийное производство такой техники. Детализацию соответствующих научно-технических предложений совместно осуществляют НАМИ и Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси".

По оценке НАМИ, рынок грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемности в России и Беларуси к 2020 году может составить 230-250 тысяч единиц. Поэтому уместно ставить такую задачу к 2020 году: занять на этом секторе союзного рынка - с помощью автосредств, выпускаемых в рамках профильной союзной программы - 60-70 процентов от всего объема автопродаж и увеличить на 10-15 процентов российско-белорусский экспорт грузовой автомобильной техники.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка дизельных топлив можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок дизельных топлив в России».

Алексей Балиев, Москва - Минск
"Союз. Беларусь-Россия" №443 (7) от 25 февраля 2010 г.