ВОЗМОЖНОСТИ ЗАМЕЩЕНИЯ ИМПОРТА ВЛАЖНЫХ САЛФЕТОК


Высокая доля импорта на рынке влажных салфеток обусловлена несколькими факторами. На первом этапе развития внутреннего предложения российским компаниям принадлежала разработанная марка, идея упаковки, дизайн, а производство располагалось за границей.


Появление производства влажных салфеток на территории РФ позволило значительно потеснить импортные поставки.

Динамика импорта влажных салфеток в 2002-2008 гг., тонн

В 3 квартале 2008 года доля импорта в объеме потребления влажных салфеток в России сократилась до 30-40%. Это связанно с изменением курса валют, что повлекло за собой увеличение цен на салфетки в рублях и удорожание растаможки товара. Кроме того, в 2007—2008 году было открыто множество новых производств влажных салфеток. Многие иностранные производители строят свои заводы по производству влажных салфеток в России. Влияние кризиса четко прослеживается в ноябре и декабре 2008 года – в ноябре импорт сократился на 51% по сравнению с октябрем.

Виды импортных влажных салфеток

В зависимости от назначения на российский рынок поставляется 8 основных групп салфеток: детские, универсальные, косметические, для техники (компьютерная и оргтехника), для интимной гигиены, для автомобиля, для дома (для мебели, стекол, очищения поверхностей и т.д.), медицинские. Наибольшие объемы импортных поставок в 2007-2008 гг. приходились на косметические и детские влажные салфетки.

Объемы поставок влажных салфеток на рынок России различного назначения  в 2007-2008 гг., тонн

Назначение20072008
Детские53159639
Косметические826610108
Для техники879730
Для интимной гигиены850412
Для автомобиля50141
Для дома98142
Медицинские277
Всего1548521179

Материал – основа импортных влажных салфеток

Наибольший объем импортируемых на российский рынок влажных салфеток – салфетки на основе нетканого полотна.

Характеристика материала-основы импортируемых влажных салфеток в 2002-2008 гг., тонн

Материал - основа

2002200320042005200620072008
Бумага49552257331 81725794478
Нетканое полотно7391 196455471458 3331290716701
Итого:7881 2514 7797 87810 15015 48521 179

Следует отметить, что наибольшая доля импортируемых влажных салфеток принадлежит салфеткам на основе нетканого полотна. Однако развитие культуры потребления влажных салфеток в саше (для одноразового использования) в местах общепита, на борту самолета и гостиницах привело к росту доли бумажных влажных салфеток.

Пропитка импортных влажных салфеток

Наибольший объем в импортных поставках влажных салфеток вплоть до 2005 года занимали салфетки, пропитанные лосьоном на спиртовой, без спиртовой основе или с добавлением косметического молочка. Однако тенденции на мировом рынке привели к увеличению доли салфеток, пропитанных кремом. Импортные салфетки формируют высокий ценовой сегмент на российском рынке влажных салфеток, что обуславливает присутствие здесь последних мировых новинок. Помимо кремовой, последнее время получили распространение салфетки, пропитанные моющим средством.

Характеристика пропитки импортных влажных салфеток в 2007-2008 гг., тонн

Пропитка20072008
Моющее средство69379727
Крем41278003
Лосьон24101368
Мыльный раствор18091901
Моющий раствор (детергент)125110
Парфюмерные составы4947
Бальзам2823
Всего15 48521 179


Кремовая пропитка получила распространение в детских влажных салфетках (почти все салфетки компании Procter&Gamble марки Pampers пропитаны кремовым составом), а также в косметических салфетках для удаления макияжа. Доля моющего средства составляет в 2008 году 46%, доля кремовой пропитки – 37,8%.

Факторы, обуславливающие импорт

Наличие импорта на российском рынке влажных салфеток обуславливается следующими факторами:

1. Состав материала-основы – зарубежные производители используют хлопок в качестве скрепляемого волокна. Особенно это характерно для детских салфеток, салфеток для снятия макияжа, интимной гигиены.
3. Плотность материала – основы – не менее 50 г/м3. Благодаря большей плотности, импортные влажные салфетки обладают большей мягкостью, прочнее, равномернее, дольше удерживают пропитывающую композицию.
4. Высокое качество пропитывающей композиции. Например, детские салфетки пропитаны нежным увлажняющим кремом, салфетки для снятия макияжа – молочком, а не жидкостью, как некоторые российские, которыми можно только размазать макияж, а не удалить.
5. Многие потребители отдают предпочтение маркам, зарекомендовавшим себя на мировом рынке, особенно это касается детских салфеток.

Но из-за влияния кризиса в ноябре 2008 года импорт сократился на 50% по сравнению с октябрем. Это связанно со следующими факторами:

- изменение курса валют и, как следствие, удорожание растаможки и стоимости салфеток в рублях.
- большое количество российских производителей влажных салфеток, предлагающих продукцию по более низким ценам.
- снижение спроса на определенные виды влажных салфеток, переход многих покупателей от салфеток премиум-класса к салфеткам среднего и эконом-класса.

C текущей ситуацией на российском рынке и бизнес-планом организации производства влажных салфеток можно познакомиться в исследованиях «Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков»:

«Рынок влажных салфеток в России»
«Бизнес-план организации производства влажных салфеток»

www.akpr.ru