ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК АЛЮМОСИЛИКАТНЫХ ОГНЕУПОРОВ


С 2005-го по 2009-ый год потребление неформованных алюмосиликатных огнеупоров в странах Евросоюза сократилось на 17%.


Падение спроса на неформованные алюмосиликатные огнеупоры в странах ЕС можно объяснить изменением конъюнктуры на рынке огнеупорных изделий содержащих оксид алюминия. С 2005-го года на 1,7% сократилось потребление огнеупорных строительных материалов, а также с 5 до 7% увеличилась доля импорта формованных алюмосиликатных изделий в страны ЕС.

Динамика потребления неформованных алюмосиликатных огнеупоров в странах ЕС

Год

20052006200720082009
Потребление (тонн)2 762 8842 328 3072 429 8412 259 9842 272 797

Динамика потребления неформованного алюмосиликатного огнеупора в странах ЕС (тонн)

Производство и потребление формованных алюмосиликатных огнеупоров

Параметр

2003 год2004 год2005 год2006 год2007 год2008 год2009 год
Потребление (тонн)3 4663 4794 3193 6434 0433 7313 434
Экспорт (тонн)7788718491 0821 2591 3871 687
Импорт (тонн)226265249263341341341
Производство (тонн)4 0194 0854 9194 4624 9614 7764 780

Из структуры потребления формованных алюмосиликатных огнеупоров можно сделать вывод о сокращении их потребления в Европе с ростом их экспорта из ЕС. Объемы производства изделий из алюмосиликатных огнеупоров остаются примерно на уровне 2006-го года.

В марте-июне 2009-го года английский производитель неформованных алюмосиликатных огнеупоров, компания DSF инвестировала 1,17 млн. USD в удвоение производственной мощности по муллиту, австрийская компания RHI AG в октябре 2008-го года запустила вторую производственную линию в Индии, удваивая производительность до 50 000 тонн.

Компания Imerys (Франция) – мировой лидер в производстве промышленных минералов, реагируя на растущий спрос со стороны потребителей, в 2008-м году начала реализацию инвестиционного проекта, предполагающего вложения в размере 30 млн. Евро. Цель проекта – удовлетворение краткосрочного и среднесрочного спроса на алюмосиликатные материалы, предназначенные для отрасли огнеупоров. Программа включает в себя запуск новой печи мощностью 70 000 тонн в США, штате Джорджия и увеличение мощностей в Южной Африке на 30 000 тонн, а также запуск новой печи мощностью 20 000 тонн в Германии.

Инвестиционная активность производителей алюмосиликатных минералов позволяет сделать вывод о растущем спросе на данные минералы. Основные инвестиции направляются в разработку месторождений и запуск производств в Китае, ЮАР и Индии. В настоящий момент, основные мощности по производству муллита сосредоточены в США (750 000 тонн в год), Китае – 220 000 тонн в год, Южной Африке (250 000 тонн в год). В Европе крупнейшими производителями муллита являются Великобритания (20 000 тонн) в год, Венгрия (7 000 тонн в год) и Германия (15 000 тонн в год).

Помимо муллита (45-70% Al2O3) и шамота (менее 45%), в отрасли огнеупоров применяют также другие минералы с высоким содержанием Al2O3. К ним относятся андалузит (55-60% Al2O3), кианит, бокситы (≈85% Al2O3), реже корунд. Бокситы в основном применяются при производстве алюминия и оксида алюминия, используемого как в отрасли огнеупоров, так и в отрасли абразивов. Объем производства оксида алюминия в Европе (за исключением искусственного корунда) составляет порядка 4,5 млн. тонн в год.

Основным производителем андалузита в Европе является Франция (65 000 тонн в год). 25 000 тонн кианита в год производит Украина.

Мировое производство муллита, андалузита и кианита

Страна

Тип минералаОбъем производства
ГерманияМуллит15 000
ВенгрияМуллит7 000
Францияандалузит65 000
ВеликобританияМуллит20 000
КитайАндалузит15 000(+25 000 в 2010-м)
КитайМуллит220 000
ЯпонияМуллит20 000
ИндияКианит42 000
ИндияМуллит15 000
Южная АфрикаАндалузит250 000
БразилияМуллит20 000
ПеруАндалузит40 000 к 2010-м году
СШАКианит110 000
СШАМуллит750 000
УкраинаКианит25 000

Суммарный объем производства указанных минералов составляет порядка 1 600 000 тонн в год. Потребление алюмосиликатных минералов в отрасли огнеупоров, как правило, зависит от географического распределения минеральных ресурсов. Североамериканский рынок находится на отдаленном расстоянии от разработанных источников андалузита, что делает его доставку дорогой, поэтому в США для огнеупоров чаще используют другие алюмосиликаты такие как боксит, муллит, кианит. В Европе широко распространено потребление андалузита, так как существуют собственные месторождения.

С анализом российского и европейского рынков алюмосиликатных огнеупоров Вы можете познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков«Российский и европейский рынки алюмосиликатных огнеупоров».

Об авторе:

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов.

• Маркетинговые исследования
• Технико-экономическое обоснование
• Бизнес-планирование

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
Тел.: (495) 672-70-46
E-mail:
mail@akpr.ru
WWW: www.akpr.ru