ПРИВЛЕЧЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ХИМПРОМА |
Как отечественному производителю получить кредит на выгодных условиях – беседуем с М.Д. Брейтерманом - руководителем направления проектного финансирования Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков. |
NC: И так я правильно понимаю, что Ваша работа – это получение кредита под бизнес-проект Вашего Заказчика? МБ: Да, во-первых, - получение кредита. Во-вторых, получение на оптимальных условиях на данный временной отрезок. NC: Зачем к Вам обращаться? Почему человек сам не может? МБ: Как я уже говорил, во-первых, чтобы получить кредит. Во-вторых, чтобы сэкономить. Сэкономить как деньги, так и время. NC: Получить кредит – это проблема персоны заемщика? Или это проблема бизнес-проекта? МБ: Скажем так, - это системная проблема нашей экономики. Промышленность не является привлекательной сферой для инвестирования. В настоящее время в сфере промышленного производства очень сложно найти хороший проект. Мало привлекательных проектов было до кризиса, а сейчас их стало в разы меньше. Это обуславливает то, что проектное финансирование в настоящее время не рассматривается кредиторами в качестве возможной области инвестирования средств. Выгоднее вложить средства в финансовые инструменты, в недвижимость, в торговлю, но не в производство. Производство – это очень рисковая сфера приложения капитала. Отсюда пассивный характер предложения кредитных услуг для промышленников. Заемщику необходимо самому «пробивать» и доказывать инвестиционную состоятельность своего проекта. Второе, проектное финансирование для кредитной организации – это более трудоемкий процесс. Кредитование производственных предприятий – индивидуальный банковский продукт. Здесь нет унифицированных каналов движения и оценки кредитных заявок. Это предопределяет сложность документооборота и длительность рассмотрения. Пройти этот «тернистый» путь удается единицам. NC: Вы говорили, что Ваша услуга ведет к экономии денег. Поясните, пожалуйста.
Во-первых, что значит выбор кредитора, обладающего доступом к «дешевым» деньгам. Как правило, заемщик обращается в первую «десятку» банков. Учитывая, мягко говоря, «пассивное» поведение кредитных организаций на рынке проектного финансирования, это и понятно. В тоже время, условия, предоставляемые «первой десяткой» отнюдь не самые лучшие. А, скорее, наоборот. Необходим своего рода «входной билет» в узкий круг «хороших» кредиторов. Во-вторых, как я уже говорил, кредитование производств – это индивидуальный продукт. Условия кредита определяются индивидуально. Зачастую – это процесс торгов. Причем процентная ставка может быть далеко не главным показателем. Чтобы получить оптимальные условия, нужно, во-первых, иметь квалификацию. Во-вторых, уметь торговаться. В-третьих, кредитор должен всегда держать в голове, что Заемщик может иметь альтернативные предложения. Я не говорю о таком факторе, как экономия времени. Речь даже не идет о личном времени. Речь идет о сроках получения кредита. Обычная ситуация – Заемщик полгода проходит рассмотрения в одном месте. В результате – получает отказ. Потом – полгода в другом и т.д. NC: Стоимость Ваших услуг как формируется? МБ: 3-6%. Зависит, во-первых, от уровня проработанности проекта, от уровня готовности материалов, составляющих портфель заемщика. Ну и, конечно, от суммы. Чем выше сумма кредита, тем меньше размер вознаграждения. NC: Насколько затраты на Ваши услуги оправданы. МБ: Я уже говорил, про фактор экономии временных ресурсов. Но я понимаю, что Вы ждете от меня вилку между затратами на обращение к специалисту и сумму экономии на стоимости кредита. Давайте возьмем наиболее распространенные для переработчиков пластмасс условия – кредит на сумму 5 млн. долл. Затраты на наши услуги, если взять 5%, составят 250 тыс. долл. Если мы уменьшим стоимость кредита на 4%, то мы экономим на стоимости кредита более 600 тыс.долл. NC: Можно по пунктам обозначить, из чего состоит Ваша работа? МБ: 1. Выбор кредитора (банка или инвестора), предоставляющего сроки, ставки, схемы погашения и др. условия кредита, позволяющие реализовать бизнес-план. 2. Предварительное согласование с кредитором возможности кредитования заказчика. 3. Формирование совместно с заказчиком кредитной заявки и пакета других, необходимых для кредитора документов. 4. Выполнение совместно с заказчиком работ, связанных с рекомендациями кредитора по повышению статуса заказчика. 5. Сопровождение рассмотрения заявки заказчика в офисе кредитора. 6. Уменьшение срока рассмотрения заявки. 7. Лоббирование рассмотрения заявки заказчика на кредитном или инвестиционном комитете. 8. Сопровождение формирования кредитного договора, сокращение сроков его составление и подписания.
МБ: Так уже получилось, что большая часть моих сделок была связана именно с нефтехимией. Во-первых, понимание рынка позволяет кредитору не бояться проектов, принимать их к рассмотрению, оперативно оценивать как проект, так и заемщика. Во-вторых, реализация инвестиционного проекта в промышленности почти всегда предполагает приобретение оборудования. Часто – европейского. Многие правительства западных стран в настоящее время реализуют программы стимулирования национального машиностроения. Поэтому получить кредит под покупку оборудования можно на гораздо более выгодных условиях, нежели при обращении в отечественные банки.
Михаил Давидович Брейтерман |