ПРОИЗВОДСТВО ЖЕНСКИХ ПРОКЛАДОК: время выхода на рынок? | ||||||||||||||||||||
Развитие внутреннего производства женских прокладок в России сдерживается рядом факторов: | ||||||||||||||||||||
• Отсутствие внутри страны производства сырьевых материалов. В России отсутствует производство следующих компонентов: • Высокие ставки таможенных пошлин; - распушеная целлюлоза – 15%; Говоря о влиянии ситуации с сырьем на производство готовых гигиенических изделий, отметим, что активное развитие в 2008-2009 гг. производства нетканых материалов по технологии «spunmelt» является пока единственным, но очень важным, положительным фактором развития отрасли средств гигиены в целом. Появление производства высококачественных полотен гигиенического назначения на основе штапельных волокон маловероятно. Во-первых, низкий уровень спроса не стимулирует интерес инвесторов в этой области. В России более десятка производителей полотен на основе штапельных волокон – все они специализируются на производстве технических, прежде всего, геотекстильных полотен. Переориентация на гигиеническое направление низкоэффективно в виду значительных различий в требованиях к качеству. В развитых странах сложилась практика фокусировки на отдельных рынках сбыта. В частности производители полотен для гигиены и медицины не занимаются техническими полотнами и наоборот. Для узкой же специализации в области гигиены в России недостаточен объем рынка. Во-вторых, растущая конкуренция со стороны спанбонда ограничивает развитие рынка термобонда. В большинстве случаев (одноразовые салфетки, верхний слой женских прокладок и др.) спанбонд и термобонд – материалы – субституты 1. В отношении двух главных компонентов – целлюлозы-пушонки и суперабсорбирующего полимера, следует сказать, что их появление на отечественном рынке не предвидится, по крайней мере, в обозримом будущем. Ключевой проблемой здесь является огромный разрыв между уровнем спроса и минимальным уровнем производственных мощностей, обеспечивающих безубыточность. В России прийти к балансу между этими двумя показателями еще очень долго не представляется возможным. За рубежом производители целлюлозы или суперабсорбента – это предприятия, в среднем обладающие мощностями свыше 100 тыс. тонн плюс к этому интегрированные вертикально по первичному сырью. В России весь рынок впитывающих гигиенических изделий в два раза меньше. Мелкому сырьевому предприятию конкурировать по цене в этих сегментах не представляется возможным с мировыми гигантами. На внутреннем рынке целлюлозы, кроме того, негативно действует другой рыночный фактор – дефицит целлюлозы для производства бумаги и картона. Отечественные целлюлозно-бумажные комбинаты пока не планируют переориентировать часть мощностей под производство распушеной целлюлозы. Сегмент гигиены для них является непривлекательным. Оценка потенциальной емкости рынка Потенциальную емкость российского рынка женских гигиенических прокладок в виду разной степени насыщенности сегментов следует оценивать отдельно по двум основным видам: 1) для «критических» дней; Расчеты основывались на статистических данных о половозрастной структуре населения, а также усредненных данных о норме потребления гигиенических пакетов в год2 . Потенциальная емкость сегмента прокладок для критических дней достигает 4,9 млрд. шт. Уровень насыщенности рынка на сегодняшний день достигает 73%. Минимальная потенциальная емкость сегмента ежедневных салфеток оценивается нами также в 4,9 млрд. шт. При этом уровень насыщенности рынка значительно меньше и достигает лишь 45%. Соотношение внутреннего производства, текущего и потенциального объемов потребления женских гигиенических прокладок, в млрд. шт. 1В конструкции подгузника спанбонд и термобонд выполняют разные функции 2 1) По данным ГКС, численность женщин в возрасте от 13 до 50 лет составляет приблизительно 41 млн.
2) Средняя норма потребления прокладок для «критических» дней составляет 120 шт. 3) Общей нормы потребления женщиной ежедневных салфеток нет. В качестве минимальной нормы потребления допускается показатель также 120 шт. При этом максимальный объем потребления может составлять до 360 шт. в год. Соответственно максимальная потенциальная емкость может вырасти в три раза. | ||||||||||||||||||||
Перспективы выхода новых игроков На российском рынке гигиенических изделий произошли два важных события: • Запуск в марте 2010 г. завода по производству подгузников и салфеток компанией Kimberly-Clark (КС) (Московская обл., г. Ступино). КС запускает две линии, мощностью 470 млн. шт. подгузников (17885 тонн) в год каждая. • Строительство в Тульской области (г. Венев) завода по производству детских и женских средств гигиены - компании SCA Hygiene Products. На первой фазе, в 2010 году, будет введена 1 линия, мощностью 350 млн. шт. в год. В 2011 году – еще одна аналогичная линия. Всего компания рассчитывает установить 4 линии, в т.ч. подгузники для взрослых «TENA» и женские прокладок «Libress». Таким образом, уже через год в России будут присутствовать высокотехнологичные современные заводы всех трех лидеров мирового рынка гигиенических изделий - P&G, Kimberly-Clark, SCA Hygiene Products. Несмотря на то, что все три компании перенесли в Россию пока только производство детских подгузников, не исключено расширение заводов и установка мощностей по изготовлению женских прокладок. Массовое открытие заводов мировыми гигантами говорит о том, что производство гигиенических изделий различных видов в нашей стране может быть экономически эффективным. А, значит, препятствий для ввода линий по выпуску женской гигиены на тех же производственных площадях фактически нет. Отметим, что технология производства подгузника и прокладки принципиально не различается. Состав материалов один и то же. На сегодня известно, что ввод мощностей по производству женских прокладок в 2011 году рассматривают: Kimberly-Clark (Kotex) и SCA Hygiene Products (Libress). В отношении P&G информации нет. Однако если учесть, что рынок классических прокладок приближается к насыщению, темпы роста падают, а конкуренция превращается в ценовые войны, то перенос производства в России является неизбежным. Прогноз развития рынка Российский рынок женских гигиенических прокладок приближается к стадии насыщения. При этом, если прокладки для «критических» дней уже переходят на этап зрелости, то ежедневные салфетки еще обладают потенциалом для роста. В целом же для отрасли характерны многие признаки зрелости, а именно: • Постоянное количество конкурентов; На данной стадии происходит полное насыщение рынка, большинство покупателей уже покупают продукцию регулярно, темпы роста спроса снижаются. Происходит распределение долей на рынке, хотя конкуренция на рынке за его перераспределение все еще продолжается. В дальнейшем следует ожидать действий, направленных на защиту своих долей. Именно поэтому зарубежные игроки, в случае переноса производства на территорию РФ хотя бы одним производителем, нацелятся на местное производство. Помимо состояния отрасли, диктующего снижение доли импорта за счет переноса производства в Россию, в пользу данной тенденции говорит и изменение ситуации на рынке сырья. Во-первых, в стране организованы производства нетканых материалов гигиенического назначения - спанбонд и СМС. До 2008 года предложение нетканых материалов для производства гигиенических изделий полностью обеспечивали зарубежные производители. Во втором полугодии прошлого года ситуация изменилась в лучшую сторону – на рынок вышли сразу два современных высокотехнологичных производства по изготовлению качественных нетканых материалов для гигиенических изделий («Авгол Рус», «Регент»). По состоянию на конец 2009 года таких заводов уже четыре. Несмотря на широкое предложение нетканых полотен, импорт продолжает занимать лидирующие позиции в производстве гигиены, хотя процесс импортозамещения, безусловно, имеет место. Во-вторых, с высокой долей вероятности можно ожидать снижения ставок таможенных пошлин3 на те виды сырья, производство которых в нашей стране нет и не предвидится. Это, в частности, распушенная целлюлоза и суперабсорбент. Изменение пошлин рассматривается государственными органами по заявке одного из производителей гигиенических изделий. Организация производства женских прокладок на территории РФ, по-нашему мнению, не повлечет за собой скачков в росте спроса на классические гигиенические прокладки (эффект «местного производства»). Возможно, рост объемов местного предложения способен несколько «подтолкнуть» спрос на ежедневные салфетки. В этой связи прогноз объемов спроса на гигиенические изделия по первому сценарию (согласно которому количество производственных единиц в стране не изменится) будет приблизительно идентичен второму сценарию (при котором численность производственных единиц может увеличиться от 1-3). Существенные изменения коснутся структуры спроса – доля импорта может значительно снизиться. Познакомиться с анализом российского рынка женских прокладок Вы можете в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков:«Рынок средств женской гигиены в России». 3На целлюлозу распушеную – с 15% до 5%; Об авторе: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов. • Маркетинговые исследования Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
| ||||||||||||||||||||