ВИДЫ И КОНСТРУКЦИИ БИГ-БЕГОВ


Биг-беги или мягкие контейнеры (МКР) появились в 1919 году под торговой маркой «Тайкон». Их начала производить японская компания «Taiyo Kogyo Сo».


Они имели небольшую грузоподъемность и предназначались для перевозки сыпучих грузов железнодорожным транспортом, шились из хлопчатобумажного полотна или брезента с внутренней опорной системой из армированных материалов. В 1950–1970 годы для производства биг-бегов стали использовать синтетические полиамидные и полиэфирные волокна и полипропилен. Это стало настоящим технологическим прорывом. В Европе массовое производство мягких контейнеров началось в середине 1970-х годов во время нефтяного кризиса. Когда в нефтедобывающих странах начало развиваться строительство из стран Северной Европы, Испании и Италии, в государства Ближнего востока в биг-бегах еженедельно должно было отправляться от 30 до 50 тыс. тонн цемента. В США рынок биг-бегов развивался не настолько интенсивно. Но в 1984 года там были введены льготы для перевозки опасных химических продуктов в биг-бегах. В 1983-м была образована Международная ассоциация стран-производителей мягкий контейнеров — FIBCA (Flexible Intermediate Bulk Container Association).

В СССР впервые конструкции мягких контейнеров были разработаны в 1970-е годы: СПК-1,5 М (для перевозки полистирола на открытом ж/д-составе), КСм (саморазгружающийся МК для перевозки и хранения суперфосфата, гранулированного полиэтилена и т.п.) Ж-1,5, МК-П и Ж-Л (для сыпучих грузов). Отечественные МК производились на основе резины, и их масса достигала 95 кг. Основным разработчиком и производителем мягких специализированных контейнеров являлась Центральная научно-исследовательская лаборатория полимерных контейнеров (ЦНИЛПолимерконтейнер), которая существует и сегодня. Активно развиваться отечественный рынок начал 10—12 лет назад.

Классификация биг-бегов

Мягкие специализированные контейнеры можно классифицировать:

• по конструкции - контейнер-цистерна (ёмкость) без жёстких элементов, мягкий резервуар на жёстком основании;
• по сроку использования - многооборотные (многократного использования), оборотные (с применением в 2-5 транспортных циклах) и контейнеры разового использования;
• по виду груза - для сыпучих и жидких продуктов, в том числе, агрессивных
• вместимости (от 300 до 1500 литров),
• грузоподъемности (от 400 до 2000 кг),
• количеству стропов (один, два, четыре),
• наличию дополнительных элементов конструкции (верхнего люка, верхней сборки, верхней крышки, нижнего люка),
• количеству слоев и плотности ткани грузонесущей оболочки.

Условные обозначения модификаций мягких контейнеров (биг-бегов):

Также в соответствии стретованием EFIBCA каждый мягкий контейнер должен нести следующую информацию:

• тип контейнера – МКР, МКМ;
• условный объём загрузки, м3;
• наличие стропов – С, Л, Т;
• количество стропов – 1, 2, 4;
• допустимая рабочая нагрузка, т;
• материал оболочки – ППР, ПП, капроновая не указывается;
• особенности конструкции – Д1 (глухое днище) и т.д.

* тип контейнера: МКР, МКС, МКО
* условный объем загрузки: мЗ
* тип стропов:

С – встроенные стропы
Л – ленточные стропы
Т – тросовые стропы

* количество стропов: 1, 2 (не указывается), 4
* допустимая рабочая нагрузка: т
* ткань оболочки:

ППР – полипропиленовая рукавная
ПП – полипропиленовая

Выбор модели Big-Bag зависит от следующих определений:

1. имеющегося оборудования по фасовке продукции;
2. насыпным материалом, его весом и объёмом;
3. имеющегося оборудования по перевалке загруженной продукции

Конструкционные различия:

• типу контейнера
(по количеству (одна, две, четыре) и расположению подъёмных петель);
• типу загрузочно-разгрузочных устройств
(особенностям конструкции верхнего люка, верхней сборки, верхней крышки, нижнего люка)

Мягкие специализированные контейнеры типа Биг-Бег принципиально отличаются следующими определениями и характеристиками:

1. по виду грузонесущих элементов;
2. по количеству петель;
3. по материалу их изготовления.
4. Одно и двух петлевые контейнеры

Если характеризовать мягкие контейнера с минимальным количеством петель от одной до двух, то в основном достаточно распространен вариант исполнения петель из материала самого Биг-Бега. Он выполняется путем определенного раскроя, и сборки полипропиленовой ткани в верхней части контейнера. Место под грузозахватное устройство дополнительно усиливается за счет выполнения сшивной обечайки из того же материала.

Примеры исполнения данной конструкции показаны
на Рис 1 и Рис 2.

Рис 1. Одно петлевой

Рис 2. Двух петлевой

Несколько отличается вариант изготовления двух петлевого мягкого контейнера с цельноткаными стропами туннельного типа. В данном случае применение указанной конструкции обуславливается предположительным оборудованием, используемым для загрузки и разгрузки описываемой тары. В принципе создание подъемной петли происходит за счет продолжения каждой из двух симметрично расположенных стенок оболочки МКР, а вот усиление цельнотканой петли обеспечивается вшиванием высокопрочных ленточных полипропиленовых строп по краям. Пример исполнения данной конструкции показаны на Рис 3.

Рис 3. Туннельный

Четырех петлевые контейнеры

Определение данного вида Биг-Бега базируется на использовании в качестве грузоподъемных элементов четырех строп в виде захватной петли, расположенных в верхней части контейнера. Наиболее распространенными и широко применяемыми признаны ленточные текстильные стропы из полипропиленовой нити, обладающие неоспоримые преимущества по сравнению с традиционными стропами из стального каната или цепей. В данном случае подъёмные петли закрепляются (пришиваются) к оболочке специализированного контейнера. В качестве усиления контейнера возможен вариант присутствия дополнительных уплотнительных полос. Примеры исполнения данной конструкции показаны на Рис 4 и Рис 5.

Рис 4. Четырех петлевой с загрузкой

Рис 5. Четырех петлевой с уплотнением


Виды и конструкции загрузочных (разгрузочных) устройств

Основными и определяющими позициями в выявлении различий по конструктивным особенностям мягких специализированных контейнеров являются виды загрузочных и разгрузочных узлов. Базовыми в рассматриваемых видах Биг-Бегов, следует принимать варианты конструкций с открытым верхом и глухим дном.

Если в случае с открытым верхом ситуация не предполагает дополнительных пояснений, то с глухим дном возможны варианты: вшивное квадратное дно или дополнительное усиление конструкции МКР путем сшивания дна "звездой" (см. Рис 1).

Рис 1. Дно "звездой" 

Рассматривая требуемое усложнение конструкций мягких контейнеров по узлам затаривания следует обратить внимание на следующие дополнения:
открытый верх с верхней крышкой в виде лацкана, соответствующего размеру дна
контейнера (см. Рис 2);

Рис 2. Открытый верх с крышкой

вшитый в верхнюю часть оболочки контейнера завязывающийся фартук (см. Рис 3);
наличие засыпного клапана в виде пришитого к верхней стенке рукава стандартного
диаметра 300-400 мм (см. Рис 4);

Рис 3. Завязывающийся фартук



Рис 4. Верхний клапан

Оценивая особенности видов узлов растаривания, вполне просматривается определенная вертикальная зависимость в проектировании конструкций (при условии присутствия высыпного клапана, по аналогии с засыпным, в виде вшитого рукава с диаметром около 350мм):

закрепленный на оболочке контейнера нижний клапан (см. Рис 5)

Рис 5. Нижний клапан
 

Таким образом, оценивая очевидное многообразие конструктивных особенностей и универсальность описываемых специализированных контейнеров мы приходим к выводу, что в данном случае эта форма транспортной тары имеет неоспоримую привлекательность среди остальных видов упаковки.

К тому же необходимо отметить, что принимая во внимание сказанное выше, обратившись в нашу компанию ООО "РОСТ" Вы всегда получите квалифицированную консультацию относительно выбора конструкции Биг-Бега под Ваши потребности и условия процессов загрузки и разгрузки материалов. Наши специалисты помогут Вам определить необходимость и достаточность того или иного узла применительно к конкретно Вашему материалу и предположительных условий погрузочно-разгрузочных работ и его транспортировки.

Единая классификация конструкций биг-бегов:

Разработана классификационная таблица (схема), в которой представлены основные виды мягких контейнеров:

• вид А - контейнер с открытым верхом и глухим днищем (без загрузочного и разгрузочного узлов);
• вид В - контейнер с загрузочным узлом и глухим днищем;
• вид С - контейнер с открытым верхом и разгрузочным узлом;
• вид D - контейнер с загрузочным и разгрузочным узлами.

По конструкции грузонесущих элементов перечисленные виды контейнеров классифицируются следующим образом:

• тип I - чаще всего канат, который крепится на контейнере после его заполнения;
• тип II - подъёмные петли, образованные канатом (или ремнём), закреплённым в верхней части оболочки контейнера;
• тип III - ленты, закреплённые на оболочке контейнера и образующие замкнутые петли под его основанием;
• тип IV - проушины, являющиеся продолжением оболочки, или сама оболочка контейнера.

Многооборотные контейнеры, как правило, оснащаются загрузочными и разгрузочными узлами, а роль несущих элементов выполняют подъёмные петли или ремни (DIII, DIV). Оборотные контейнеры выпускаются преимущественно с открытым верхом и разгрузочным узлом; несущими элементами таких контейнеров могут служить подъёмные петли, а также проушины, являющиеся продолжением оболочки (CII - CIV). Среди контейнеров разового использования наиболее перспективными являются модели с открытым верхом и глухим днищем и несущими элементами в виде каната, подъёмных петель, проушин или верхней части оболочки контейнера (AI, AII, AIV); при этом предпочтение отдаётся варианту AIV, т.е. контейнерам, загрузка которых осуществляется через открытый верх, а разгрузка - путём разрезания днища, что позволяет упростить загрузочно-разгрузочный процесс.

Запас прочнности

Еще одна характеристика мягких контейнеров – запас их прочности, который, как правило, пропорционален их оборотности.

 5:1 (однократное применение) - МКР;
 6:1 (несколько кратное применение от 2 до 5 раз) - МКС;
 8:1 (многократное применение) - МКО.

Надо заметить, что прочность "6:1" встречается и в одноразовых перевозках с повышенным количеством перегрузок. Показатель "запас прочности" у некоторых компаний звучит как фактор безопасности. Основные требования к определению запаса прочности контейнеров оговорены в международных стандартах качества.

Материал изготовления

Мягкие многооборотные контейнеры изготавливаются в основном из нейлоновой ткани, покрытой специальной резиной, полиуретаном, нитрилвинилхлоридным сополимером и поливинилхлоридом. В последние годы наметилась тенденция отказа от использования резинотекстильных материалов и замены из полиэфирными, покрытыми поливинилхлоридом или сополимерами этилена и винилацетата. Для повышения прочности некоторые новые виды и типы многооборотных контейнеров изготавливаются из переплетённых лент нейлона и полиэфира, накладываемых на каркас, сплетённый из полипропиленовой ленты.

Для изготовления несущих элементов контейнеров используются также новые материалы. Если раньше подъёмные петли изготавливали преимущественно из полиэфира, то сейчас всё большее число контейнеров оснащается петлями из скрученной полипропиленовой ленты, обладающей достаточной прочностью и более дешёвой по сравнению с полиэфирным материалом.

Мягкие оборотные контейнеры, применяемые в промышленности, изготавливают, как правило, сшиванием заготовок из полипропиленовой или капроновой ткани, отличающимися высокой прочностью и долговечностью. Некоторые модели многообороных контейнеров получают из двухслойной полипропиленовой ткани с введением различных добавок (стабилизаторов, снижающих воздействие ультрафиолетовых лучей, электропроводящих материалов и т.п.). Все оборотные контейнеры снабжаются полиэтиленовыми плёночными вкладышами.

В середине 70-х годов получили распространение перевозка и хранение сыпучих грузов в малотоннажных мягких контейнерах разового использования. По сравнению с многооборотными и оборотными контейнерами они не требуют возврата, ремонта или чистки после разгрузки, просты в изготовлении и имеют низкую стоимость, экономичны при перевозках на большие расстояния смешанным транспортом и при отправке продукции на экспорт. Для их изготовления разработаны прочные и дешёвые ткани, получаемые из плоскоориентированной полимерной пряжи на основе полиэтилена или полипропилена. Наиболее широко применяются контейнеры из рукавной полипропиленовой ткани с одно- или двухсторонним ламинированием. В Японии, например, из полипропилена изготавливается 90% всех контейнеров разового использования.

С анализом российского и европейского рынков биг-бегов Вы можете познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок биг-бегов в России».

www.newchemistry.ru