СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ПОЛИЭТИЛЕНА


АКПР представила данные по рынку полиэтилена. Эти данные несколько удивляют – они отражают падение потребления ПВД при росте потребления ПНД, что противоречит на первый взгляд динамике рынка товаров, при производстве которых используются полиэтилен различных марок.  В этом интервью маркетолог-аналитик Мария Попова рассказывает о том, почему могла сложиться подобная ситуация.


NC: Во-первых, мы видим, что потребление ПНД в России упало в 2009 году всего на 5%, а потребление ПВД на 38%. По логике должно быть наоборот. Кризис должен был «уронить» спрос на ПНД. Ведь «упала» строительная отрасль, упаковочная индустрия не ощутила значимого падения. (Драйвер спроса на ПВД – пленочные марки, ПНД – трубные марки).  Чем можно объяснить данную картину?

М. П.: По нашей статистике за 2009 год отрасль тары и упаковки снизилась на 15 %, то есть нельзя говорить о том, что кризис ее совсем не затронул.

Я так же не совсем согласна с утверждением, что основной объем ПНД приходится на строительную отрасль (трубы). Ведь ассортимент ПНД далеко не ограничивается трубными марками - ПЭ 80 или ПЭ 100. Большую долю в структуре продаж ПНД занимают выдувные марки, которые находят применения в той же упаковке (флакончики под косметику, различные емкости,  канистры и т.д.), литьевые и пленочные марки, которые так же применяются для различных видов тары и упаковки.

То есть и ПВД, и ПНД «работают» на одну и ту же отрасль – тару и упаковку. Просто упаковка эта – разная. И, если у предприятий-производителей пленок в 2009 году действительно наблюдались проблемы, то производители других видов упаковки чувствовали себя более уверенно.

До 2009 года, значительную  долю в структуре продаваемых в РФ ПНД занимали импортные  марки – и в 2007, и в 2008 году рынок испытывал периоды острейшего дефицита отечественных марок ПНД. В 1 Квартале 2009 года началась наработка ПНД на мощностях Нижнекамскнефтехима, а с учетом удорожания импортного сырья из-за роста курсов валют многие отечественные переработчики переключились на отечественные марки – на них же переключилась и часть спроса.

NC: Насколько верно, что линейные марки, выпускаемые Казаньоргсинтезом и Нижнекамскнефтехимом, замещают старые марки ПЭВД. Это небольшой объем?

М.П.: Известно, что пленка, произведенная с применением линейных марок ЛПЭВД,  обладает лучшими эксплуатационными характеристиками, и многие производители добавляют ЛПЭВД в малом проценте в основное сырье именно с этой целью.

NC: Можно ли говорить, что в стране образовался определенный дефицит ПВД и переизбыток ПНД?

М.П.: Дефицит ПВД начал образовываться, начиная с декабря 2009 года. В январе и в феврале объем экспорта рос – внутренний рынок ощущал недостаток сырья. Это было «на руку» отечественным производителям – рост спроса на ПВД в России начинается в марте – апреле, во время  «пленочного сезона», а в зиму спрос на ПВД со стороны отечественных производителей невысок.

Однако уже к концу февраля объемы экспорта снизились, и сейчас, в начале сезона пленки нельзя говорить о том, что рынок испытывает недостаток предложения ПВД. Вот только цены на него «побили» все исторические рекорды. Но это уже – другая тема.

Рынок ПНД действительно и в 2009 году, и в 1 Квартале 2010 года был достаточно стабилен. Я говорю «был», потому что на апрель на Казаньоргсинтезе не запланирована наработка ни ПЭ2НТ-2212, ни ПЭ2НТ-7617, и уже буквально за прошедшую неделю цены на эти марки выросли на 1,0 – 1,5 рубля, с начала следующей – обещают еще повышение. Ждем дефицита ПНД.

NC: В каких областях переработки можно заменять ПВД на ПНД?

М.П: Например, и ПВД и ПНД применяется для производства пленок. Но это – абсолютно разные марки, и разные пленки, и я не склонна считать, что в ближайшем будущем ПВД заменит ПНД.

NC: На протяжении всего года ПВД был на 5-10% дороже ПНД. Эта разница могла побудить производителей пленок  вместо ПВД использовать ПНД?

М.П.: У меня немного другие данные. Средняя цена на ПВД (158 / 108)  в 2009 году – 38,2 руб., на ПНД (литьевой и выдувной) – 44 руб.,  то есть ПВД значительно уступает в стоимости  ПНД. В 1-м Квартале 2010 года, то тут да, ситуация изменилась, и цена ПВД (158 / 108) достигла своего «исторического максимума» - 56 – 58 руб./кг., в то время как ПНД сейчас предлагается на уровне 52 – 53 руб./кг. И есть все основания предполагать, что в будущем цены на ПВД и ПНД будут примерно на одном ценовом уровне.

NC: Может быть, произошли технологические изменения в производстве ПВД и ПНД. За счет новых катализаторов марки ПНД имеют свойства марок ПВД?

М.П.: Вряд ли такие изменения могли произойти.

NC: Возможно, что изменился рынок конечной продукции переработки полиэтилена. Допустим, вместо пактов ПВД торговые сети перешли на пакет-майку и фасовочные пакеты (которые производятся из ПНД)?

М.П.: Нет, основной объем ПВД, как и раньше, идет на производство пленки.

NC: Зачем Сибуру направлять ПВД в Китай?

М.П.: Сибуру, КОС, Ангарску было выгодно направлять ПВД в Китай зимой, когда там росли цены на ПВД, а в России был низкий сезон. Да и курсы валют нельзя упускать из виду.

NC: Переработчики из Санкт Петербурга обратились в ФАС с просьбой дать разъяснение о ценах на полиэтилен. Сибур отправляет практически весь ПВД в Китай по цене в два раза меньшей, чем это можно объяснить?

М.П.: Ценообразование Сибура уже с прошлого года строится с большой оглядкой на европейские и азиатские рынки. И можно предполагать, что в дальнейшем по этой же схеме будет строиться ценообразование и других производителей.

Юрий Никифоров
Newchemistry.ru